Свежий номер: № 46 (83) – Ноябрь 2021

Передача в аренду транспортного средства с экипажем

Статья в журнале: №32 (992) — Август 2011 , опубликовано 17.08.2011
Тематики: ЕНВД

(Письмо Минфина РФ от 27.06.2011 г. № 03-11-06/3/74)

Предпринимательская деятельность по передаче в аренду грузового автомобиля с экипажем независимо от вида транспортного средства не относится к предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и грузов, в отношении которой организации и индивидуальные предприниматели могут признаваться налогоплательщиками единого налога на вмененный доход.

Налогообложение данного вида предпринимательской деятельности должно осуществляться в рамках иных режимов налогообложения.

Уже не первый раз в этом году Минфин озвучивает свою позицию по данному вопросу.

Аналогично было и ранее (письма от 09.02.2009 г. № 03-11-09/37, от 03.06.2009 г. № 03-11-09/229).

Финансовое ведомство в качестве аргументации ссылается на ст. 632 ГК РФ, в соответствии с которой по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

По мнению чиновников, учитывая, что исходя из договора аренды транспортного средства с экипажем на налогоплательщика-арендодателя не возлагаются обязанности по оказанию от своего имени услуг, связанных с перевозкой пассажиров и грузов, осуществляемая им предпринимательская деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование транспортных средств с экипажем не может рассматриваться в качестве предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и (или) грузов.

Однако ст. 787 ГК РФ установлено, что по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

А ст. 787 ГК РФ содержится в главе 40 «Перевозка» ГК РФ.

То есть фрахтование – это перевозка.

Это подтверждает и Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон РФ от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ).

Так, согласно ст. 18 Устава перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляются транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме.

Удивительно, что в 2010 году в письме от 03.06.2010 г. № 03-11-11/154 чиновники из Минфина вдруг вспомнили второе название договора аренды транспортного средства с экипажем – фрахтование на время – и резко развернули поток мыслей в правильную сторону, сообщив, что ст. 635 ГК РФ установлены обязанности арендодателя по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, переданного в аренду в рамках договора фрахтования на время с экипажем.

На основании изложенного, сообщал Минфин, предпринимательская деятельность по передаче в аренду транспортного средства с экипажем, осуществляемая в рамках договора фрахтования на время, может быть отнесена к автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов и переведена на уплату единого налога на вмененный доход, так как в данном случае услуги по перевозке пассажиров и (или) грузов (услуги по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации) оказываются непосредственно арендодателем.

Если же по договору фрахтования транспортное средство передается в аренду без экипажа, то есть оказание арендодателем услуг по его управлению и по его технической эксплуатации не осуществляется, то в целях применения главы 26.3 НК РФ, считает Минфин, такую предпринимательскую деятельность следует рассматривать как оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование транспортного средства, но не в качестве предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по перевозке пассажиров и грузов.

Соответственно, в отношении такого вида предпринимательской деятельности ЕНВД применяться не должен.

Однако мнение у Минфина вновь изменилось на прямо противоположное.

Причем в письме от 10.06.2011 г. № 03-11-06/3/66 финансисты указывают, что аналогичной позиции придерживаются судебные органы (например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.04.2008 г. № А78-3873/07-С3-12/227-Ф02-1121/08, ФАС Северо-Кавказского округа от 11.12.2008 г. № Ф08-7341/ 2008, ФАС Центрального округа от 21.01.2008 г. № А09-5254/07-16 и т.д.).

Но более свежая арбитражная практика отнюдь не в пользу Минфина.

Суды подчеркивают, что понятие «услуги по перевозке пассажиров и грузов» для целей налогообложения налоговым законодательством не определено, поэтому в силу ст. 11 НК РФ при определении данного понятия подлежат применению нормы гражданского законодательства.

Договоры перевозки и фрахтования на время имеют различный предмет. Если по договору перевозки перевозчиком оказывается услуга по приему груза от отправителя доставке его в пункт назначения, указанный отправителем, то по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель передает транспортное средство во временное владение и пользование и оказывает услуги по управлению транспортным средством, но не по перевозке грузов.

При отсутствии в законодательстве о налогах и сборах определения понятия «оказание автотранспортных услуг» судебные инстанции правомерно руководствуются приведенными правовыми нормами, в том числе Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг.

Делая вывод о правильности применения налогоплательщиком в отношении осуществляемого им вида деятельности системы налогообложения в виде ЕНВД, суд исследовал условия заключенного договора, первичные бухгалтерские документы на оплату услуг и сложившиеся отношения между сторонами, а также установил фактические обстоятельства, связанные с использованием транспортного средства, указав следующее.

Транспортное средство не выбывало из владения предпринимателя, как того требуют арендные отношения (в материалах дела отсутствуют составленные акты передачи в пользование соответствующего имущества) и эксплуатировалось им для перевозки грузов, путевые листы оформлялись от имени предпринимателя, товарно-транспортные накладные свидетельствуют о личной приемке налогоплательщиком товаров со склада грузоотправителя, а также его последующей доставке и передаче в пункте назначения грузополучателю.

Из платежных поручений следует, что оплата производилась за услуги перевозки. Фактически предприниматель не предоставлял транспортные средства во временное пользование с оплатой исходя из времени нахождения транспорта в пользовании.

Таким образом, суд сделал вывод о том, что фактически налогоплательщик исполнял обязательства по перевозке грузов, что допускает налогообложение ЕНВД, и исключает возможность доначисления налогов по общеустановленной системе налогообложения.

При этом довод налоговой инспекции об указании в товарно-транспортных накладных в графе «владелец транспортного средства» лица, являющегося, по мнению налогового органа, арендатором автомобиля, суд отклонил как не влияющий на правильность применения к сложившимся у него и предпринимателя договорных отношений, фактически направленных осуществление услуг перевозки (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13.04.2011 г. № А53-17389/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 21.05.2010 г. № А75-6191/2009).

Однако в сложившейся ситуации налогоплательщикам ЕНВД безопаснее будет не заключать договоры аренды транспортного средства с экипажем.

Вероятность того, что налоговики будут настаивать на налогообложении данной операции в рамках общей системы налогообложения или УСН, очень высока.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru