Свежий номер: № 17–18 (54–55) – май 2021

Перевозка строительного мусора. А была ли перевозка

Статья в журнале: №30 (840) — Июль 2008 , опубликовано 30.07.2008
Тематики: ЕНВД

Мое предприятие планирует заниматься вывозом строительного и крупногабаритного мусора, для чего арендовало самосвалы «Камаз» и «Газель», которые относятся к транспортным средствам, и это не мусоровозы. Мусоровозы не в состоянии перевозить данный мусор.

В договоре четко указаны сроки транспортировки мусора и пункт назначения – полигоны ТБО. Принятие мусора от перевозчика на полигон подтверждается документально: кассовым чеком + актом приемки или талоном, который в дальнейшем передается заказчику, как подтверждение выполненных обязательств по договору транспортных услуг, подписывается акт сдачи-приемки выполненных работ.

Так может все-таки ЕНВД?
 

Согласно ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении предпринимательской деятельности в виде оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

При этом ст. 346.27 НК РФ для целей ЕНВД под транспортными средствами подразумевает автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

Как не раз отмечали налоговики, единый налог на вмененный доход в связи с оказанием данного вида услуг должен исчисляться и уплачиваться организацией только в том случае, если соответствующие услуги оказываются в рамках самостоятельного вида предпринимательской деятельности (см. письмо ФНС РФ от 03.04.2006 г. № 02-0-01/128@).

Второе ограничение распространяется на прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

Иных условий и ограничений по применению в отношении указанного вида предпринимательской деятельности системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (в том числе по типу, грузоподъемности, вместимости и т.п. используемых в деятельности автотранспортных средств) главой 26.3 НК РФ не предусмотрено.

Такой вывод следует из письма ФНС РФ от 27.03.2007 г. № ММ-20-02/233@.

В Налоговом кодексе отсутствует определение понятия «автотранспортные услуги».

Ст. 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В связи с этим следует использовать значение понятия «автотранспортные услуги», приведенное в Гражданском кодексе РФ.

Ст. 784 ГК РФ установлено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Отношения в области перевозки грузов регулирует ст. 785 ГК РФ.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Кроме того, в соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

Ст. 14 Федерального закона РФ от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» предусмотрена обязанность перевозчика осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные правилами перевозок грузов.

Для целей Устава автомобильного транспорта под грузом понимается материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке.

Грузоотправитель – физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.

Грузополучатель – физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.

Перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на его получение лицу.

Таким образом, при наличии надлежаще оформленных документов деятельность по оказанию автотранспортных услуг, которую Вы планируете осуществлять, соответствует требованиям главы 26.3 НК РФ и может быть переведена на уплату ЕНВД.

Однако Минфин РФ считает, что осуществляемая организацией транспортировка твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора относится к деятельности, связанной с обращением с отходами, а не к деятельности по перевозке грузов (письмо от 20.06.2006 г. № 03-11-04/3/299).

В обоснование своей позиции чиновники ссылаются на Федеральный закон РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которому обращение с отходами представляет из себя деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Закон № 89-ФЗ определяет отходы производства и потребления как остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Строительный мусор удовлетворяет определению отходов производства.

Следовательно, Минфин прав, что транспортировка крупногабаритного мусора относится к деятельности, связанной с отходами.

В качестве еще одного аргумента чиновники выдвигают еще один довод, изложенный в вышеназванном письме.

По мнению Минфина, осуществляя перевозку отходов и мусора от юридических лиц, организация не выполняет основных пунктов договора перевозки грузов, установленных ГК РФ, поскольку не осуществляет доставку вверенного груза в пункт назначения, не выдает его получателю, а также при транспортировке отходов отсутствуют сроки доставки.

А вот здесь, в отличие от первого аргумента, с чиновниками можно поспорить.

Пункт назначения есть – полигон ТБО. Получатель груза также есть – собственник объекта размещения отходов.

Сроки доставки, как в Вашем случае, прописаны в договоре.

В Вашем случае не нужно составлять акт сдачи-приемки выполненных работ.

Такой акт составляется при выполнении работ (подряд).

Заключение договора перевозки груза подтверждается перевозочным документом – транспортной накладной.

Это установлено и ГК РФ, и Уставом автомобильного транспорта.

Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. № 78 утверждена форма № 1-Т «Товарно-транспортная накладная», которая предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов:

товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;

транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.

По грузам нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, товарно-транспортная накладная выписывается в трех экземплярах:

– первый и второй экземпляры передаются организации — владельцу автотранспорта. Первый экземпляр служит основанием для расчетов организации — владельца автотранспорта с грузоотправителем и прилагается к счету, а второй – прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы;

– третий экземпляр остается у грузоотправителя и служит основанием для учета выполненных объемов перевозок.

Кстати, в товарно-транспортной накладной среди обязательных реквизитов: срок доставки груза, пункт назначения и отметка о принятии груза грузополучателем.

Если все необходимые реквизиты накладной заполнены, то условия договора перевозки груза будут выполнены.

Закон № 89-ФЗ устанавливает особые требования только к транспортированию опасных отходов.

Согласно ст. 16 Закона № 89-ФЗ транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:

– наличие паспорта опасных отходов;

– наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

– соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;

– наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02 декабря 2002 г. № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» установлено, что опасные свойства отхода устанавливаются в соответствии с требованиями приложения III к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, ратифицированной Федеральным законом РФ от 25.11.1994 г. № 49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением».

Паспорт опасного отхода составляется:

– на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней);

– на отходы I-IV класса опасности для окружающей природной среды.

Свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды выдается территориальным органом МПР РФ собственнику отхода.

То есть о том, опасны отходы или нет, должен знать собственник отходов.

Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.

Транспортировать опасные отходы без лицензии нельзя.

Если вывозимый Вашей организацией строительный мусор не отнесен согласно федеральному классификационному каталогу отходов к опасным отходам, то деятельность, указанная в Вашем письме, отвечает всем требованиям перевозки.

Но, учитывая позицию Минфина, можно с уверенностью сказать, что налоговики сочтут неправомерным применение в данной ситуации ЕНВД.

Неизвестно, какую сторону примет суд в случае разногласий с налоговиками, поскольку на сегодняшний день арбитражной практики по данному вопросу нет.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru