Свежий номер: № 29 (29) – Октябрь 2020

Плата «за мусор». А плательщик кто?

Статья в журнале: №16 (876) — Апрель 2009 , опубликовано 22.04.2009

В связи с заключением договора на вывоз, прием и складирование мусора, наш контрагент прислал в наш адрес договор. Оказывается, оплата по этому договору состоит из трех частей:

1) плата за вывоз отходов производства и потребления;

2) платы за прием и складирование отходов производства и потребления;

3) плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Нам не совсем понятно, почему мы должны платить плату за негативное воздействие на окружающую среду? Мы обычное небольшое предприятие, офис, все наши отходы – порванная бумага и т.п. мусор. Мы не владеем полигоном бытовых отходов, куда весь мусор складируется.

Насколько законно включение в такой хозяйственный договор обязательства одной из сторон вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду?

Ст. 1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено негативное воздействие на окружающую среду как воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно ст. 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления.

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

То есть в процессе деятельности любых фирм образуются отходы производства и потребления (как минимум – мусор в виде ненужных офисных бумаг, мусор от уборки помещений, использованные канцтовары и т.п.).

Как мы уже отметили выше, плата взимается за размещение таких отходов.

Размещением считается хранение и захоронение отходов.

Под хранением отходов понимается содержание отходов в объектах размещения отходов (то есть в специально оборудованных для размещения отходов сооружениях, например, на полигонах) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Захоронение отходов – это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

На основе этих определений часто делается вывод, что раз фирма сама не хранит и не производит захоронение отходов, то есть не ведет деятельность по содержанию отходов в объектах размещения отходов и изоляции этих отходов в спецхранилищах, то и платить за загрязнение окружающей среды она не должна, поскольку обязанность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду связана с размещением отходов.

Однако это не так.

Ст. 4 Закона № 89-ФЗ установлено, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Сам по себе вывоз отходов в специально отведенное для хранения место (например, на полигон для хранения отходов), не влечет перехода права собственности на отходы.

Получается, что фирма осуществляет размещение своих отходов на полигоне.

То же самое касается случаев, когда фирма заключает договор на вывоз отходов: получается, что фирма размещает свои отходы, но с помощью услуг третьих лиц (то есть перевозка отходов к месту хранения (захоронения) и сдача их на полигон осуществляется не самой фирмой, а специализированной организацией за плату).

Ростехнадзор в письме от 25.07.2007 г. № 04-09/1001 разъяснил, что согласно гражданскому законодательству, отходы считаются размещенными их собственником даже в случае, если для целей вывоза отходов привлекаются сторонние организации.

Таким образом, собственник отходов является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 4 Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

При этом передачу отходов с переходом права собственности необходимо отличать от передачи отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, поскольку в этом случае наличие договора не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества (опасности) отходов.

Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

То есть применительно к опасным отходам собственник отходов вправе передать их только организациям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Если из текста договора на вывоз и утилизацию мусора следует, что специализированная организация приобретает право собственности на отходы Вашей фирмы, то плательщикам платы за негативное воздействие на окружающую среду (размещение этих отходов) становится специализированная организация.

Соответственно, Ваша фирма не должна платить за загрязнение окружающей среды отходами, собственником которых она уже не является.

Однако в присланном Вами в редакцию договоре по вывозу отходов прямо указано, что при оказании услуг, являющихся предметом настоящего договора, к Исполнителю не переходит право собственности на отходы производства и потребления, образующиеся в результате деятельности Заказчика.

Следовательно, обязанность вносить плату за загрязнение окружающей среды в Вашем случае возлагается на Вашу организацию, а не на перевозчика отходов.

Это означает, что плату за негативное воздействие на окружающую среду Вы должны перечислять не перевозчику, а в бюджет.

Если бы договором было предусмотрено, что размещение отходов от своего имени, но за счет Вашей фирмы, осуществляет специализированная организация (то есть такой договор должен быть, по сути, договором комиссии, по которому Ваша фирма является комитентом, а специализированная организация, вывозящая мусор, – комиссионером), то плату за загрязнение вносила бы не Ваша компания, а специализированная организация, с которой фирма заключила договор на вывоз и утилизацию отходов.

Дело в том, что согласно п. 1 ст. 990 Гражданского кодекса РФ по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Поэтому если спецорганизация вывозит и утилизирует отходы (пусть даже чужие) от своего имени, то считается, что именно эта спецорганизация осуществляет размещение отходов, в связи с чем у нее появляется обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Фирма-комитент, чьи отходы утилизирует спецорганизация, размещением отходов в данном случае не занимается, поэтому вносить плату за загрязнение не обязана.

Такую точку зрения изложил Ростехнадзор в письме от 23.12.2005 г. № СС-47/145.

В этом же письме чиновники указали, что если размещение отходов производства и потребления осуществляется от лица собственника данных отходов (то есть на основании договора поручения или агентского договора, построенного по модели договора поручения), все права и обязанности возникают у принципала (доверителя), то есть у собственника отходов. Поэтому плата за загрязнение взимается с самого собственника отходов.

Специализированная организация, которая размещает отходы, действуя от имени и по поручению собственника отходов, в данном случае платить за загрязнение не должна.

Чтобы избежать проблем при проверках, в договорах на вывоз и утилизацию мусора, заключаемых со специализированными организациями, следует четко прописывать, становится ли специализированная организация собственником отходов или комиссионером, размещающим чужие отходы от своего имени, а также прямо указывать, какая из сторон договора будет вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

В заключение отметим, что приказом МПР от 02.12.2002 г. № 786 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, согласно которому существует пять классов опасности.

Так, в частности, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства имеют V класс опасности, то есть являются практически неопасными.

Отходы печатной продукции (черно-белая печать), отходы печатной продукции (цветная печать) также практически неопасны (V класс опасности).

Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) имеетIV класс опасности и признается малоопасным.

Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 для отходов IV класса опасности (малоопасные), V класса опасности (практически неопасные) установлены нормативы платы за размещение отходов производства и потребления.

Следовательно, поскольку в процессе деятельности Вашей организации образуются такие отходы, Вы обязаны вносить плату за размещение отходов производства и потребления.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2020 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru