Свежий номер: № 1 (38) – Январь 2021

Плата за услуги по охране имущества. Не торопитесь принимать ее в расходы

Статья в журнале: №15 (675) — Апрель 2005 , опубликовано 20.04.2005

О применении положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 03-03-01-02/58

Минфин РФ считает, что в связи с признанием Президиумом Высшего арбитражного суда РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 21.10.2003 г. № 5953/03) средств, получаемых подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации в качестве платы за услуги по охранной деятельности, средствами целевого финансирования, организации, осуществляющие указанные расходы, не вправе их учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку в п. 17 ст. 270 НК РФ предусмотрено, что расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования, не учитываются для целей налогообложения прибыли.

От редакции:

При этом в данном письме Минфин РФ указывает, что он поддерживает позицию ФНС РФ по данному вопросу.

Таким образом, налоговики и Минфин единодушны во мнении, что расходы организаций по оплате услуг по охране имущества, оказываемых подразделениями вневедомственной охраны, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Причем эта неприятность коснется не только плательщиков налога на прибыль организаций, но и индивидуальных предпринимателей, поскольку они определяют состав расходов в соответствии с главой 25 НК РФ.

А также несладко придется и налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, так как расходы при УСН принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций.

Рассмотрим подробнее, в связи с чем Минфин РФ пришел к такому неутешительному для налогоплательщиков выводу.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 21.10.2003 г. № 5953/03 указал, что согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме.

Исключения в отношении доходов, не учитываемых при определении налогооблагаемой базы, приведены в ст. 251 НК РФ; в частности, в п. 14 указано, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования.

Исходя из ст. 35 Федерального закона РФ «О милиции» финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 г. № 589, предусмотрено, что содержание вневедомственной охраны осуществляется за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.

При этом расходование средств на содержание подразделений вневедомственной охраны осуществляется по утвержденной в установленном порядке смете доходов и расходов по нормам и нормативам, применяемым в системе Министерства внутренних дел РФ.

По существу, Законом «О милиции» предусмотрен особый способ целевого финансирования вневедомственной охраны за счет средств, получаемых от организаций и граждан за оказанные им платные услуги.

Функция по оказанию платных услуг возложена на органы внутренних дел (подразделения вневедомственной охраны) в целях реализации их компетенции по охране общественного порядка.

Средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны, подлежат зачислению на специальные счета органов федерального казначейства Российской Федерации и расходуются в строгом соответствии со сметой целевого финансирования этих подразделений МВД РФ.

Таким образом, средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер и не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом им ст. 41 НК РФ.

В соответствии с п. 17 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с п.п. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Согласно п.п. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на услуги по охране имущества.

В связи с позицией ВАС РФ и Минфина РФ учесть расходы на услуги по охране имущества при определении налогооблагаемой базы можно будет только в том случае, если охранные услуги оказывают коммерческие организации, а не подразделения вневедомственной охраны.

Здесь хотелось бы отметить одно обстоятельство, которое не учел ВАС РФ.

П.п. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ содержит закрытый перечень средств целевого финансирования, в котором даже не упоминаются средства, поступающие по договорам от собственников.

Отсюда следует, что ВАС РФ и затем Минфин РФ расширительно истолковали положения ст. 251 НК РФ.

Следовательно, не согласные с позицией Минфина РФ налогоплательщики могут обраться в суд.

Однако до судебных решений по всей вероятности налоговики не будут принимать в уменьшение налогооблагаемой базы расходы на оплату услуг вневедомственной охраны.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2020 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru