Свежий номер: № 17–18 (54–55) – май 2021

Понижающие коэффициенты для автомобилей. Быть или не быть

Статья в журнале: №42 (852) — Октябрь 2008 , опубликовано 22.10.2008

(Письмо Минфина РФ от 09.10.2008 г. № 03-03-06/1/573)

В № 33 «А-Э», комментируя изменения, внесенные в главу 25 НК РФ Федеральным законом РФ от 22.07.2008 г. № 158-ФЗ, мы писали, что дорогие автомобили с 1 января 2009 г. будут амортизироваться без понижающего коэффициента.

А если покупка дорогого автомобиля состоялась до 2009 г., и при его амортизации до 2009 г. уже применялись пониженные коэффициенты?

В этом случае вопрос о применении специальных коэффициентов, отмечала редакция, может стать предметом разногласий между налогоплательщиком и проверяющими.

Строго говоря, раз с 2009 г. обязанность применять понижающий коэффициент при амортизации дорогих автомобилей в НК РФ не прописана, то применять такой коэффициент не нужно как по вновь приобретенным в 2009 году автомобилям, так и по тем машинам, амортизация которых начата до 2009 г.

Однако есть вероятность, что налоговики не согласятся с таким подходом.

В аналогичной ситуации, когда с 1 января 2008 г. был увеличен лимит стоимости автомобилей, при амортизации которых следует применять пониженный коэффициент 0,5, Минфин выражал мнение, что по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, приобретенным до 1 января 2008 г. и имеющим первоначальную стоимость соответственно более 300 000 руб. и 400 000 руб., после 1 января 2008 г. основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5, несмотря на то, что с 1 января 2008 г. НК РФ предписывает применять коэффициент 0,5 только в отношении тех легковых автомобилей и микроавтобусов, чья первоначальная стоимость составляет 600 000 и 800 000 рублей соответственно.

То есть фактически чиновники предлагали применять устаревшие нормы НК РФ в отношении тех автомобилей, которые были куплены во время действия этих норм.

Не исключено, что так будет и в этот раз, и чиновники попытаются заставить налогоплательщиков, начавших до 2009 года амортизацию дорогих автомобилей с понижающим коэффициентом, продолжать амортизировать их с применением понижающего коэффициента и после 2009 г.

Что называется, как в воду глядели.

Минфин в комментируемом письме заявил, что при амортизации легковых автомобилей и микроавтобусов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2009 г., основная норма амортизации будет применяться со специальным коэффициентом 0,5 в соответствии с порядком, действовавшим на дату ввода соответствующего объекта в эксплуатацию.

Обосновывают свою позицию чиновники п. 3 ст. 259 НК РФ, согласно которому начисление амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта исходя из его срока полезного использования.

Таким образом, резюмирует Минфин, норма амортизации определяется на дату ввода объекта амортизируемого имущества в эксплуатацию и не может быть изменена в течение всего срока амортизации такого объекта.

Вообще-то норма, которая содержится в п. 3 ст. 259 НК РФ в настоящее время, отсутствует в редакции ст. 259 НК РФ, которая будет действовать с 2009 года.

Кроме того, ст. 6 Закона № 158-ФЗ прямо указано, что налогоплательщики налога на прибыль организаций в срок до 1 января 2009 года должны определить в учетной политике для целей налогообложения метод начисления амортизации, который будет применяться ими с 1 января 2009 года.

И если налогоплательщик выберет нелинейный метод начисления амортизации, то на 1 января 2009 года ему нужно будет определить суммарный баланс для каждой амортизационной группы (подгруппы).

Суммарный баланс каждой амортизационной группы (подгруппы) ежемесячно уменьшается на суммы начисленной по этой группе (подгруппе) амортизации.

Поскольку амортизация при нелинейном методе начисляется не пообъектно, а по группам (подгруппам), то применение понижающего коэффициента к отдельному объекту просто невозможно (подробнее о новых правилах начисления амортизации читайте в № 31 «А-Э»).

Напоследок отметим, что Минфин, изложив свое видение вопроса, в этом же письме напомнил налогоплательщикам, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru