Свежий номер: № 46 (83) – Ноябрь 2021

Поправки для инновационного бизнеса. И не только

Статья в журнале: №31 (991) — Август 2011 , опубликовано 10.08.2011

(Федеральный закон РФ от 07.06.2011 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

Расходы на НИОКР

С 1 января 2012 года ст. 262 НК РФ «Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки» будет применяться в новой редакции.

Расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки будут признаваться расходы, относящиеся не только к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), но и к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления.

Установлен перечень расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки.

В перечень включены:

1) суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам (за исключением зданий и сооружений), используемым для выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, начисленные в соответствии с главой 25 НК РФ за период, определяемый как количество полных календарных месяцев, в течение которых указанные основные средства и нематериальные активы использовались исключительно для выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок;

2) суммы расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, предусмотренных п. 1, 3, 16 и 21 ст. 255 НК РФ, за период выполнения этими работниками научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок.

А именно:

– суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда;

– начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ;

– суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в РФ;

– расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями.

Если указанные работники в период выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок привлекались для осуществления иной деятельности налогоплательщика, не связанной с выполнением научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки признаются соответствующие суммы расходов на оплату труда указанных работников пропорционально времени, в течение которого эти работники привлекались для выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок;

3) материальные расходы, предусмотренные п.п. 1-3 и 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, непосредственно связанные с выполнением научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок.

А именно затраты:

– на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

– на приобретение материалов, используемых:

для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку);

на другие производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели);

– на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом;

– на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии;

4) другие расходы, непосредственно связанные с выполнением научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, в сумме не более 75% суммы расходов на оплату труда, указанных в п. 2.

Налогоплательщик вправе включать другие расходы, непосредственно связанные с выполнением научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок (п. 4), в части, превышающей 75% суммы расходов на оплату труда, указанных в п. 2, в состав прочих расходов в отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ);

5) стоимость работ по договорам на выполнение научно-исследовательских работ, договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ – для налогоплательщика, выступающего в качестве заказчика научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок;

Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, предусмотренные п. 1-5, признаются для целей налогообложения независимо от результата соответствующих научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок после завершения этих исследований или разработок (отдельных этапов работ) и (или) подписания сторонами акта сдачи-приемки;

6) отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», в сумме не более 1,5% доходов от реализации, определяемых в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, предусмотренные п. 6, признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором были произведены соответствующие расходы.

(конец перечня расходов)

Налогоплательщик вправе включать расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ).

В настоящее время согласно п.п. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершенытакие исследования (отдельные этапы исследований).

С 1 января 2012 года для признания расходов на НИОКР не устанавливаются условие об использовании результатов НИОКР в производстве и реализации и период списания указанных расходов.

В настоящее время расходы налогоплательщика на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) по перечню, установленному Правительством РФ, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, и включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5.

С 1 января 2012 года указанные расходы также включаются в состав прочих расходов с применением коэффициента 1,5, но в том отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены исследования или разработки (отдельные этапы работ).

К фактическим затратам на НИОКР относятся затраты, предусмотренные п. 1-5 Перечня расходов.

Налогоплательщик, использующий право на применение коэффициента 1,5, представляет в налоговый орган по месту нахождения организации отчет о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (отдельных этапах работ), расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

Указанный отчет представляется в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (отдельные этапы работ).

Отчет о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (отдельных этапах работ) представляется налогоплательщиком в отношении каждого научного исследования и опытно-конструкторской разработки (отдельного этапа работы) и должен соответствовать общим требованиям, установленным национальным стандартом к структуре оформления научных и технических отчетов.

Налоговый орган вправе назначить экспертизу отчета в целях проверки соответствия выполненных научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок перечню, установленному Правительством РФ.

Указанная экспертиза может быть произведена государственными академиями наук, федеральными и национальными исследовательскими университетами, государственными научными центрами, национальными исследовательскими центрами или федеральными центрами науки и высоких технологий.

Если отчет не будет представлен, то суммы расходов на выполнение данных исследований и (или) разработок (отдельных этапов работ) учитываются в составе прочих расходов в размере фактических затрат.

Если в результате произведенных расходов на НИОКР налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, данные права признаются нематериальными активами.

При этом налогоплательщик будет вправе:

– либо амортизировать НМА;

– либо указанные расходы учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет.

Избранный порядок учета указанных расходов нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

При этом суммы расходов на НИОКР, ранее включенные в состав прочих расходов в соответствии с главой 25 НК РФ, восстановлению и включению в первоначальную стоимость нематериального актива не подлежат.

Если НМА, полученный в результате осуществления расходов на НИОКР, включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ, будет реализован с убытком, то данный убыток не учитывается для целей налогообложения.

Суммы расходов на НИОКР, в том числе не давшие положительного результата, по перечню, утвержденному Правительством РФ, начатые до 1 января 2012 года, включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5 в порядке, действовавшем в 2011 году.

При этом отчет в отношении таких НИОКР налогоплательщиком не представляется.

Расходы на формирование резервов предстоящих расходов на НИОКР

С 1 января 2012 года налогоплательщик вправе создавать резервы предстоящих расходов на НИОКР в порядке, предусмотренном новой ст. 267.2 НК РФ.

Решение о создании каждого резерва принимается налогоплательщиком самостоятельно и отражается в учетной политике для целей налогообложения.

Резерв для реализации каждой утвержденной программы может создаваться на срок, на который запланировано проведение соответствующих НИОКР, но не более двух лет.

Размер создаваемого резерва не может превышать планируемые расходы (смету) на реализацию утвержденной налогоплательщиком программы проведения НИОКР.

Предельный размер отчислений в резервы не может превышать сумму, определяемую по формуле, приведенной в п. 3 ст. 267.2 НК РФ.

Если резерв сформирован, то расходы, осуществляемые при реализации программ проведения НИОКР, производятся за счет резерва.

Сумма отчислений в резерв включается в состав прочих расходов по состоянию на последнее число отчетного (налогового) периода.

Если сумма созданного резерва оказалась меньше суммы фактических расходов на проведение программ, разница между указанными суммами учитывается как расходы налогоплательщика на НИОКР.

Не полностью израсходованная в течение срока создания резерва сумма резерва подлежит восстановлению в составе внереализационных доходов отчетного (налогового) периода, в котором были произведены соответствующие отчисления в резерв.

Новой ст. 332.1 НК РФ установлены особенности ведения налогового учета расходов на НИОКР.

Амортизируемое имущество

П. 13 ст. 258 НК РФ установлено, что если организация, установившая в своей учетной политике применение нелинейного метода амортизации, применяет к нормам амортизации повышающие (понижающие) коэффициенты в соответствии со ст. 259.3 НК РФ, объекты амортизируемого имущества, к которым применяются такие коэффициенты, формируют подгруппу в составе амортизационной группы, и учет таких амортизационных групп и подгрупп ведется отдельно.

С 1 января 2012 года данная норма применяется и к организациям, осуществляющим расходы на НИОКР.

При применении нелинейного метода амортизации объекты амортизируемого имущества, используемые для выполнения НИОКР, формируют подгруппу в составе амортизационной группы и учет таких амортизационных групп и подгрупп ведется отдельно.

С 1 января 2011 года амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

Согласно п.п. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20 000 рублей.

И хотя с 2011 года минимальный размер первоначальной стоимости, при которой имущество (в том числе и нематериальные активы) признается амортизируемым, повышен до 40 000 руб., в п.п. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ изменения внесены не были.

Повторилась ситуация 2008 года.

Тогда тоже, увеличив минимальный размер первоначальной стоимости по амортизируемому имуществу с 2008 года с 10 000 до 20 000 руб., законодатель забыл внести соответствующие поправки в п.п. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Ошибку исправили только с 2009 года.

Минфин РФ, несмотря на то, что исключительные права на программы для ЭВМ стоимостью до 40 000 руб. уже не могут признаваться амортизируемым имуществом, указывает, что налогоплательщик должен амортизировать исключительные права на программы для ЭВМ стоимостью свыше 20 000 рублей (письма от 07.06.2011 г. № 03-03-06/1/330, от 07.06.2011 г. № 03-03-06/1/331).

Законодатель все же устранил этот пробел.

И в п.п. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ указал, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям).

К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее суммы стоимости амортизируемого имущества, определенной п. 1 ст. 256 НК РФ.

То есть менее 40 000 рублей.

Однако по недосмотру или еще по какой неизвестной причине законодатель установил, что эта норма вступает в силу с 1 января 2012 года.

Так что ситуация до конца текущего года так и останется нерешенной.

Льготы для образовательных и медицинских учреждений

С 1 января 2011 года установлена налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность при соблюдении определенных условий (п. 1.1 ст. 284 и ст. 284.1 НК РФ).

При этом для целей применения положений ст. 284.1 НК РФ образовательной и медицинской деятельностью признается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством РФ.

П. 5 ст. 284.1 НК РФ установлено, что организации, изъявившие желание применять налоговую ставку 0%, не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется налоговая ставка 0%, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством РФ.

То есть чтобы воспользоваться льготой в 2011 году, медицинские и образовательные организации должны были подать заявление и соответствующие документы не позднее 30 ноября 2010 г.

Но Федеральный закон РФ № 395-ФЗ, которым внесены изменения и дополнения в главу 25 НК РФ, был принят 28 декабря 2010 г., а указанный Перечень Правительство РФ до сих пор не утвердило.

В связи с этим Минфин РФ неоднократно указывал, что организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, удовлетворяющие предусмотренным ст. 284.1 НК РФ критериям, вправе применять налоговую ставку по налогу на прибыль организаций в размере 0% с 1 января 2012 г., документы нужно будет подать в налоговый орган не позднее 30 ноября 2011 г. (письмо от 15.02.2011 г. № 03-03-10/10).

С 8 июня 2011 года вступило в силу положение, согласно которому для применения с 1 января 2011 года налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0% в соответствии с п. 1.1 ст. 284 НК РФ организации в течение двух месяцев со дня официального опубликования Перечня, предусмотренного п. 1 ст. 284.1 НК РФ, но не позднее 31 декабря 2011 года вправе представить в налоговые органы заявление и документы, которые указаны в п. 5 ст. 284.1 НК РФ.

Таким образом, срок подачи документов продлен.

Возможность применять нулевую ставку в 2011 году стала более осязаемой.

Осталось только дождаться перечня. Который Правительство РФ уже 7 месяцев не может утвердить.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru