Свежий номер: № 17–18 (54–55) – май 2021

Поправки в НДС. Приятные новости

Статья в журнале: №48 (858) — Ноябрь 2008 , опубликовано 03.12.2008
Тематики: НДС

Нет предела совершенству.

Эту фразу как нельзя лучше иллюстрирует глава 21 НК РФ, в которую в очередной раз Федеральным законом РФ от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ внесены изменения.

Многие из них, бесспорно, выгодны налогоплательщикам.

Большинство изменений вступает в силу с 1 января 2009 года.

Поправки, имеющие особые сроки вступления в силу, будут оговорены в тексте комментария особо.

Предоплата и авансы

В настоящее время продавец, получивший предоплату в счет будущих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), должен уплатить НДС в бюджет с суммы предоплаты, составив самому себе счет-фактуру в одном экземпляре и зарегистрировав ее в книге продаж (п. 1 ст. 154, п.п. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ, п. 18 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914).

А вот покупатель лишен возможности принять к вычету НДС с суммы уплаченной продавцу предоплаты.

Получается этакая несправедливость: продавец деньги в бюджет перечислил, но покупатель получить вычет в той же сумме не может.

С 1 января 2009 г. эта несправедливость будет устранена: покупателям разрешили производить вычеты по НДС по произведенной предоплате.

Согласно новому п. 12 ст. 171 НК РФ вычетам у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы НДС, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Для вычета покупателю понадобятся:

счет-фактура, выставленный продавцом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;

документы, подтверждающие фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;

договор, предусматривающий перечисление указанных сумм.

Это предусмотрено новым п. 9 ст. 172 НК РФ.

Соответственно, на продавцов возлагается новая обязанность: выставлять покупателю счета-фактуры на сумму предоплаты.

В случае получения налогоплательщиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории Российской Федерации, налогоплательщик обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму НДС, исчисленную в порядке, установленном п. 4 ст. 164 НК РФ (то есть по расчетной ставке 10/110 или 18/118).

Счет-фактуру при получении предоплаты продавец должен выставить не позднее пяти календарных дней, считая со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Обратите внимание!

Положения, обязывающие продавца предъявлять покупателю, внесшему предоплату, сумму НДС и выставлять ему счет-фактуру, применяются при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 г.

В соответствии с новым п. 5.1 ст. 169 НК РФ состав показателей счета-фактуры «на аванс» будет отличаться от состава показателей обычного счета-фактуры.

В счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, должны быть указаны:

1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) номер платежно-расчетного документа;

4) наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;

5) сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;

6) налоговая ставка;

7) сумма НДС, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.

Если требования п. 5.1 ст. 169 НК РФ продавцом соблюдены не будут, покупатель не сможет получить по такому счету-фактуре вычет.

Заметим, что Правила ведения…, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914, пока предусматривают только форму «обычного» (не на аванс) счета-фактуры.

Очевидно, вскоре Правительство РФ разработает и утвердит также форму «авансового» счета-фактуры.

Покупатель, благополучно принявший к вычету НДС по перечисленной продавцу сумме предоплаты, на основании нового п. 3 ст. 170 НК РФ будет обязан впоследствии восстановить этот НДС (то есть начислить и уплатить в бюджет).

Восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету.

Восстановление сумм налога производится покупателем в том налоговом периоде, в котором суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам подлежат вычету в порядке, установленном НК РФ.

То есть тогда, когда у налогоплательщика товары (работы, услуги, имущественные права) будут приняты к учету и получен «обычный» (не на аванс) счет-фактура от продавца, покупатель должен восстановить НДС, принятый к вычету с предоплаты, и принять к вычету НДС по фактически принятым на учет товарам (работам, услугам, имущественным правам) на основании «обычного» счета-фактуры).

Зеркально похожий порядок сейчас предусмотрен для продавцов: получив аванс, они платят НДС в бюджет, а отгрузив товары (работы, услуги), берут НДС, уплаченный ранее с аванса, к вычету, и уплачивают в бюджет НДС с реальной отгрузки.

Кроме того, восстановить НДС покупатель обязан в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и возврат соответствующих сумм оплаты, частичной оплаты, полученных налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Налоговые агенты
Обратите внимание!

Все нормы, предусмотренные комментируемым законом в отношении налоговых агентов, применяются при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 г.

Покупка государственного и муниципального имущества

При реализации (передаче) на территории Российской Феде­рации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, будут признаваться налоговыми агентами.

Они обязаны исчислить расчетным методом (по ставке 18/118), удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

Налоговая база по этим операциям определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом НДС. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества.

Распродажа по решению суда

В настоящее время при реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

В этом случае налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров).

При продаже имущества, реализуемого по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации), осуществляемой начиная с 1 января 2009 г., органы, организации и предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества, также будут признаваться налоговыми агентами.

Налоговую базу по таким операциям они, как и реализаторы конфиската, кладов и пр., будут определять исходя из цены реализуемого имущества с учетом акцизов.

Работы, услуги и имущественные права, реализуемые инофирмами через российских посредников

В настоящее время согласно п. 5 ст. 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами.

Поскольку реализацию товаров может осуществлять только их собственник, а не посредник, законодатели уточнили данную норму, приведя ее в соответствие с законодательством, указав, что при реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами.

Кроме того, данная норма распространяется на реализацию не только товаров, но и выполнение работ, оказание услуг и передачу имущественных прав.

В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

Счета-фактуры

В настоящее время п. 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914, обязывает налоговых агентов регистрировать в книге продаж выставленные ими счета-фактуры.

Однако в некоторых случаях (а именно – тогда, когда налоговый агент выступает в качестве покупателя товаров (работ, услуг), например, арендатором государственного или муниципального имущества) возникают споры о правомерности такого требования, ведь НК РФ обязывает выставлять счета-фактуры только продавцов (а не покупателей).

Изменения, внесенные в п. 3 ст. 168 НК РФ, устраняют почву для таких споров, определяя, что при исчислении суммы НДС в соответствии с п. 1-3 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами, указанными в п. 2 и 3 ст. 161 НК РФ, составляются счета-фактуры в обычном порядке.

Напомним, в п. 1-3 ст. 161 НК РФ речь идет о следующих категориях налоговых агентов:

1) организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков;

2) арендаторы государственного и муниципального имущества, если арендодателем выступают органы государственной власти и управления и органы местного самоуправления;

3) покупатели государственного и муниципального имущества (это новая категория налоговых агентов, о которой мы уже рассказали выше).

То есть обязанность указанных лиц выставлять счета-фактуры теперь закреплена законодательно.

Не облагаемые НДС операции
Черный металлолом

В настоящее время согласно п.п. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации лома и отходов цветных металлов.

Причем до 1 января 2008 г. освобождалась от налогообложения НДС на основании п.п. 24 п. 3 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов не только цветных, но и черных металлов.

С 1 января 2009 г. реализация лома и отходов черных металлов (наряду с цветными) будет вновь освобождена от налогообложения НДС – на основании п.п. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Ввоз оборудования в РФ

Сейчас в соответствии с п. 7 ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

После 1 января 2009 г. будет освобожден от НДС ввоз на таможенную территорию РФ только технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Причем для применения освобождения будет совсем не обязательно ввозить такое оборудование именно в качестве вклада в уставный капитал.

Обратите внимание!

До тех пор, пока Правительство РФ не утвердит перечень технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ, которое можно будет ввозить в РФ, не уплачивая НДС, норма п. 7 ст. 150 НК РФ будет действовать в ныне действующей редакции.

НДС при неденежных расчетах

В настоящее время п. 4 ст. 168 НК РФ установлено, что сумма НДС, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, уплачивается налогоплательщику на основании платежного поручения на перечисление денежных средств при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг.

А п. 2 ст. 172 НК РФ в поддержку данной нормы ограничивает налоговые вычеты при использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги): вычетам подлежат суммы НДС, фактически уплаченные налогоплательщиком в случаях и в порядке, которые предусмотрены п. 4 ст. 168 НК РФ.

С 1 января 2009 г. данные нормы утратят силу.

То есть НДС при взаимозачетах, товарообмене и расчетах векселями покупатель не должен будет перечислять поставщику «живыми» деньгами и сможет беспрепятственно получать налоговые вычеты при покупках, оплаченных такими способами.

Обратите внимание!

При осуществлении с 1 января 2009 г. товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), имущественных прав, принятых к учету до 31 декабря 2008 года включительно, подлежат вычету в соответствии с главой 21 НК РФ в редакции, действовавшей на дату принятия к учету указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

То есть если налогоплательщик до 31 декабря 2008 г. приобрел и принял к учету товары (работы, услуги) по товарообменной операции или рассчитался с продавцом векселем, либо путем проведения взаимозачета, то вычет «входного» НДС по этим товарам (работам, услугам) будет возможен только при условии уплаты НДС по платежному поручению.

НДС по строительно-монтажным работам для собственного потребления

Вопрос о целесообразности исчисления НДС по строительно-монтажным работам для собственного потребления (далее – СМР) давно не дает покоя как налогоплательщикам, так и законодателям.

Получается, что начислять НДС по СМР бессмысленно, ведь впоследствии эта сумма принимается к вычету.

Напомним, согласно п. 1 и 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых НДС, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

На основании п. 5 ст. 172 НК РФ в настоящее время вычеты указанных сумм НДС производятся по мере уплаты в бюджет НДС, исчисленного налогоплательщиком при выполнении СМР.

Поэтому вычет сумм НДС, исчисленных налогоплательщиком по СМР, выполненным за соответствующий налоговый период, производится только после отражения этих сумм налога в налоговой декларации и уплаты их в бюджет в составе общей суммы налога, исчисленной к уплате в бюджет за данный налоговый период по налоговой декларации.

Следовательно, налоговый период, в котором исчисляется НДС по СМР, и налоговый период, в котором у налогоплательщика возникает право на вычет этой суммы НДС, различны.

Иными словами, начислить и принять к вычету НДС по СМР в одном и том же налоговом периоде нельзя: сначала (в одном налоговом периоде) нужно исчислить сумму НДС по СМР к уплате в бюджет, а заявить эту сумму к вычету можно в следующем налоговом периоде.

С 1 января 2009 г. согласно новой редакции п. 5 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС по СМР будут производиться в момент определения налоговой базы, установленный п. 10 ст. 167 НК РФ.

Напомним, в соответствии с п. 10 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления является последнее число каждого налогового периода.

Обратите внимание!

Таким образом, с 1 января 2009 г. право на вычет НДС по СМР будет возникать у налогоплательщика в тот же момент, что и обязанность исчислить НДС по СМР.

То есть показывать начисленную в бюджет сумму НДС по СМР и налоговый вычет в той же сумме можно будет в одной декларации.

Следовательно, деньги в виде НДС по СМР больше не будут «застревать» в бюджете на целый квартал.

Еще один вывод: наши законодатели простых путей не ищут, иначе они бы просто отменили НДС по СМР.

Но и на том спасибо.
Обратите внимание!

Суммы НДС, исчисленные налогоплательщиком при выполнении с 1 января 2006 г. до 1 января 2009 г. строительно-монтажных работ для собственного потребления и не принятые к вычету до 1 января 2009 г., подлежат вычетам в порядке, предусмотренном ст. 172 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2009 г. (то есть как в 2008 году).

Обоснование применения нулевой ставки НДС при вывозе товаров (работ, услуг)

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляется, в частности, таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ. Это общий случай.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, подтверждающими факт помещения товаров под таможенный режим экспорта.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государством — участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

При вывозе товаров, не происходящих с территории РФ, в таможенном режиме экспорта на территорию государства — участника Таможенного союза, на границе с которым таможенный контроль отменен, в налоговые органы представляются:

– таможенная декларация (ее копия) с отметкой российского таможенного органа, подтверждающей факт помещения товаров под таможенный режим экспорта;

– копия заявления об уплате НДС при ввозе товаров на территорию государства — участника Таможенного союза, на границе с которым таможенный контроль отменен, с отметкой налогового органа этого государства, подтверждающей факт уплаты НДС.

В настоящее время в случаях и порядке, определяемых Минфином РФ по согласованию с Федеральной таможенной службой, при вывозе отдельных видов товаров допускается представление экспортерами таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, и специального реестра фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа РФ.

С 1 января 2009 г. в порядке, определяемом Минфином РФ по согласованию с Федеральной таможенной службой, налогоплательщик сможет представлять:

реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками пограничного таможенного органа Российской Федерации вместо таможенных деклараций (их копий), представляемых в общем случае;

реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, с отметками таможенного органа Российской Федерации, подтверждающих факт помещения товаров под таможенный режим экспорта, вместо таможенных деклараций (их копий), представление которых предусмотрено в иных вышеперечисленных случаях.

П. 9 ст. 165 НК РФ предусматривает 180-дневный срок для представления налогоплательщиком документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов.

Если по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных режимах экспорта, свободной таможенной зоны, международного таможенного транзита, перемещения припасов налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), то он должен будет исчислить НДС по ставке 10% или 18%.

В соответствии с п. 9 ст. 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-3, 8 и 9 п. 1 ст. 164 НК РФ (налогообложение которых производится по ставке 0%), моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

В случае, если полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, не собран на 181-й календарный день, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ (то есть как день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, или как день получения предоплаты).

Обратите внимание!

Предусмотренный п. 9 ст. 165 НК РФ срок представления документов (их копий), указанных в пунктах 1-4 ст. 165 НК РФ, исчисляемый с даты помещения товаров под таможенные режимы, а также предусмотренный п. 9 ст. 167 НК РФ момент определения налоговой базы, связанный со сроком представления таких документов, увеличивается на 90 дней в случае, если товары помещены соответственно под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 г.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru