Порядок учета дебиторской задолженности с истекшим сроком давности

(Письмо ФНС РФ от 20.01.2014 г. № ГД-4-3/526@)

На основании п.п. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ при методе начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

В комментируемом письме ФНС РФ сообщила, что в действующем налоговом законодательстве, в частности, в ст. 272 НК РФ, устанавливающей порядок признания расходов при методе начисления, отсутствуют четкие нормы, регулирующие порядок определения момента признания внереализационных расходов в виде безнадежного долга.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 15.06.2010 г. № 1574/10 указал, что порядок признания расходов при методе начисления, установленный п. 1 ст. 272 НК РФ, не предоставляет налогоплательщику права на произвольный выбор налогового периода, в котором в состав внереализационных расходов включается безнадежная к взысканию задолженность.

Однако, отмечают налоговики, в настоящее время вопрос о порядке определения момента признания внереализационных расходов в виде безнадежного долга (по любому из установленных п. 2 ст. 266 НК РФ оснований) окончательно не урегулирован.

Отсутствие в законодательстве четкого порядка признания указанных расходов оставляет возможность принятия арбитражными судами решений, противоположных позиции, изложенной в постановлении ВАС РФ.

ФНС РФ обратилась к нормам п. 1 ст. 54 НК РФ, которые предоставляют налогоплательщику право провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

То есть если налогоплательщик в прошлых налоговых периодах не списал сумму дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, то он вправе включить указанную задолженность в расходы текущего периода по правилам п. 1 ст. 54 НК РФ.

Кстати, Минфин уже высказывал аналогичную точку зрения.

В письме от 07.12.2012 г. № 03-03-06/2/127 финансовое ведомство сообщило, что ошибка, связанная с невключением безнадежной задолженности во внереализационные расходы в прошлом налоговом периоде, может быть учтена в налоговом периоде ее обнаружения при соблюдении условий, установленных ст. 54 НК РФ, и с учетом положений ст. 78 НК РФ.

В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога, в том числе вследствие перерасчета налоговой базы, повлекшей излишнюю уплату налога, может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Также Минфин РФ указывал, что если организация приняла решение о создании резерва по сомнительным долгам в отношении конкретной задолженности, возникшей в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, и отразила данное решение в своей учетной политике, то сумма безнадежной задолженности не может быть включена в состав внереализационных расходов без корректировки резерва по сомнительным долгам.

В составе внереализационных расходов могут быть учтены только суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва (письмо от 14.11.2011 г. № 03-03-06/1/750).

В комментируемом письме налоговики также отметили, что завышение сумм внереализационных расходов на всю сумму безнадежного долга при наличии у налогоплательщика резерва по сомнительным долгам не является обоснованным.

Распечатать статью