Свежий номер: № 14 (51) – апрель 2021

Пособие по беременности и родам. Высокооплачиваемые работницы: рожают как все, а получать будут больше

Статья в журнале: №13 (773) — Март 2007 , опубликовано 04.04.2007

(Постановление Конституционного Суда РФ от 22.03.2007 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 15 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» в связи с жалобой гражданки Т.А. Баныкиной»)

Размер пособия по беременности и родам высокооплачиваемых работниц станет больше.

Суть дела

Ст. 8 Федерального закона РФ от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлено, что работающим женщинам пособие по беременности и родам выплачивается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам.

При этом начиная с 2002 года законами «О бюджете Фонда социального страхования…» ежегодно устанавливался максимальный размер пособия по беременности и родами за полный календарный месяц.

Так, в 2007 году максимальный размер пособия составляет 16 125 рублей плюс районный коэффициент (п. 1 ст. 13 Феде­рального закона РФ от 19.12.2006 г. № 238-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год»).

Очевидно, что максимальный размер пособия весьма невелик, и многие женщины, чей средний заработок больше этого размера, уходя в декрет, теряют значительную часть привычной им суммы ежемесячного дохода, их материальное положение ухудшается.

Одна из таких женщин, безуспешно попытавшись отстоять в судах общей юрисдикции свое право на получение «недоплаченной» суммы пособия, обратилась в Конституционный Суд РФ.

Позиция Конституционного Суда

Суд указал, что самим по себе установлением максимального размера пособия по беременности и родам конституционные права граждан не нарушаются.

Но при этом Суд отметил несколько важных моментов.

1. Определение максимального размера пособия по беременности и родам не может осуществляться без учета природы указанной выплаты и, следовательно, размера заработка, на основе которого исчисляется и уплачивается ЕСН.

2. Согласно Конвенции Международной организации труда от 28.06.1952 г. № 103, которая была ратифицирована СССР и поэтому является составной частью правовой системы Российской Федерации, сумма денежного пособия, выплачиваемого в связи с предоставлением отпуска по беременности и родам и рассчитываемого на основе предшествующего заработка женщины, не должна составлять менее двух его третей.

При этом Международная организация труда отмечает, что в целях определения размера пособия любое превышение заработка лица над заработком, преобладающим среди квалифицированных трудящихся, может не приниматься во внимание, и допускает снижение пропорции пособия по отношению к предшествующему заработку для высокооплачиваемых трудящихся.

3. Суд обратил внимание на регрессивную шкалу ставок ЕСН.

Согласно ст. 241 НК РФ налоговые ставки ЕСН устанавливаются в зависимости от исчисляемой на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года величины налоговой базы, то есть суммы выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физлица (до 280 000 рублей, от 280 001 рубля до 600 000 рублей, свыше 600 000 рублей).

Суд особо отметил, что ставка ЕСН, поступающего в ФСС РФ с налоговой базы, превышающей 600 000 рублей, не изменяется. Напомним, что в настоящее время ставка ЕСН, зачисляемого в ФСС РФ, с налоговой базы, превышающей 600 000 руб., равна 11 320 руб. То есть фактически с каждого дополнительного рубля, начиная с 600 001 руб. и далее, ЕСН в ФСС не уплачивается.

4. Далее Суд указал, в чем же именно состоит ошибка федерального законодателя.

Законодатель, преследуя цель перераспределить средства ФСС РФ, не учел, что в данном случае требовалось достижение большего соответствия (пропорциональности) между платежами, из которых формируются эти средства, и выплатами, осуществляемыми в пользу застрахованных женщин в соответствии с их заработком, в целях установления более высокого размера пособия.

А существенные диспропорции между платежами, которые вносятся работодателями в ФСС РФ, и страховым обеспечением недопустимы.

Ведь в результате установления единого для всех и весьма невысокого максимального размера пособия ухудшилось положение тех женщин, чей средний заработок значительно превышает этот максимальный размер, при том что сумма начисляемых работодателем в их пользу выплат и иных вознаграждений, которая учитывается при определении налоговой базы по ЕСН, существенно превышает заработок, фактически лежащий в основе определения максимального размера пособия.

5. Суд отметил и социальную роль пособия по беременности и родам, его повышенную значимость для жизни женщины и ребенка.

Введенное в 2002 году регулирование, которым отменялось 100-процентное возмещение заработка для женщин, чей средний заработок превышает предельный размер пособия по беременности и родам, приводит к снижению уровня жизни, чрезмерно ограничивает гарантии прав женщин, закрепленных в Конституции РФ.

Решение Конституционного Суда

Учитывая все вышеизложенное, Суд постановил, что норма п. 1 ст. 13 Закона «О бюджете ФСС РФ на 2007 год», которой установлен максимальный размер пособия по беременности и родам, утрачивает силу с 22 сентября 2007 года (то есть через полгода).

Федеральному законодателю Суд поручил внести изменения в действующее законодательство, с тем чтобы обеспечить более справедливую пропорциональность между платежами в ФСС РФ, осуществляемыми в пользу застрахованных женщин в соответствии с их заработком, и страховым обеспечением, что позволило бы в максимально возможной степени компенсировать им утраченный в связи с использованием отпуска по беременности и родам заработок.

Что изменится

22 сентября 2007 года норма, которой максимальный размер пособия по беременности и родам установлен в сумме 16 125 руб., утратит силу, причем независимо от того, установит ли федеральный законодатель к тому времени новый, справедливый максимальный размер пособия.

Если федеральный законодатель такой максимальный размер не установит, то пособие по беременности и родам будет выплачиваться работающим женщинам в размере 100% среднего заработка.

Однако, скорее всего, закон, ограничивающий сумму пособия, все же будет принят.

Ведь не напрасно Конституционный Суд несколько раз упоминает о том, что установление максимального размера пособия само по себе не является нарушением.

Каков же будет новый максимальный размер пособия по беременности и родам? Давайте порассуждаем.

Естественно, он будет больше, чем действующий сейчас (16 125 руб. плюс районный коэффициент).

Но вероятнее всего максимальный размер пособия будет установлен не в единой твердой сумме, как в настоящее время.

К этой мысли приводит тот факт, что Конституционный Суд неоднократно говорит о том, что величина пособия должна быть пропорциональна сумме уплаченных в ФСС взносов.

Кроме того, как мы отметили выше, Суд упомянул о том, что ставка ЕСН является регрессивной, а с налоговой базы, превышающей 600 000 руб., ЕСН в ФСС фактически не уплачивается (то есть неважно, заработала ли женщина в течение года 600 000 руб. или 1 000 000 руб. – сумма ЕСН, зачисляемая в ФСС РФ, будет одинаковой – 11 320 руб.).

Исходя из этого можно предположить (хотя, конечно, прогнозировать действия законодателя – дело неблагодарное), что максимальный размер пособия, подобно ЕСН, будет определяться по регрессивной шкале.

Например, если средний заработок женщины укладывается в определенную сумму, то пособие будет начисляться в размере 100% заработка.

Доходы, превышающие указанную сумму, скорее всего будут учитываться при определении размера пособия с понижающим коэффициентом (ведь ставка ЕСН по достижении определенной суммы доходов тоже снижается).

А самый верхний предел ежемесячного размера пособия наверняка будет установлен в сумме, не превышающей 50 000 руб. (то есть 600 000 руб. : 12 мес.), так как с суммы выплат в пользу работника, превышающей 600 000  рублей с начала года, ЕСН в ФСС фактически не уплачивается.

Повторим, что это всего лишь наши предположения.

Сколько должны получать мамочки по мнению федерального законодателя, мы узнаем максимум через полгода и сразу проинформируем об этом читателей на страницах «А-Э».

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru