Наши бесплатные каналы для бухгалтера
  • Изменения в законах
  • Практические решения
  • Разборы бухгалтерских ситуаций
  • Бухгалтерские проводки и примеры
  • Напоминания о сроках отчетности
  • Ошибки, за которые штрафуют — и как их избежать

Пособие по временной нетрудоспособности

Нормативные акты, регулирующие назначение и выплату пособия по временной нетрудоспособности

Назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности регулируются следующими нормативными актами:

– Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников»;

– Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

– Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Случаи обеспечения пособием по временной нетрудоспособности

Обеспечение пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в период работы по трудовому договору или в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы в случаях:

1) утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы;

2) необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;

3) карантина работника или ребенка в возрасте до 7 лет, другого недееспособного члена семьи;

4) осуществления протезирования;

5) долечивания после оказания медицинской помощи в стационарных условиях.

Периоды утраты нетрудоспособности, не подлежащие оплате

Период утраты нетрудоспособности не оплачивается, если в эти дни:

– работник освобожден от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты (отпуск без сохранения заработной платы, учебный отпуск, медицинский осмотр, донорство). В такие дни не входит период ежегодного оплачиваемого отпуска;

– работник отстранен от работы, если за этот период не начисляется заработная плата (появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; работник не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, обязательный медицинский осмотр);

– работник заключен под стражу или на него наложен административный арест;

– в отношении работника проводится судебно-медицинская экспертиза;

– простой.

Кто выплачивает пособие по временной нетрудоспособности

В случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы пособие по временной нетрудоспособности за первые 3 дня назначается и выплачивается страхователем (работодателем) за счет собственных средств, а за остальной период, начиная с 4 дня временной нетрудоспособности, – территориальным органом ФСС.

Пособие по временной нетрудоспособности в остальных случаях (уход за больным, протезирование, карантин, долечивание) выплачивается за счет средств ФСС с 1-го дня временной нетрудоспособности.

Основание для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности

Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией.

Листок нетрудоспособности может быть оформлен на бумажном носителе или в форме электронного документа, размещенного в Единой интегрированной информационной системе «Соцстрах» ФСС (ЕИИС «Соцстрах»).

Срок представления листка нетрудоспособности

Работник должен представить работодателю листок нетрудоспособности не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности или окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания.

Сроки выплаты пособия по временной нетрудоспособности

Работодатель назначает пособие по временной нетрудоспособности в течение 10 календарных дней со дня обращения работником за его получением.

Выплата пособия осуществляется в ближайший после назначения пособия день, установленный для выплаты заработной платы.

Выплата пособия по временной нетрудоспособности территориальным органом ФСС осуществляется в течение 10 календарных дней со дня получения документов (сведений) либо реестра сведений, которые необходимы для назначения и выплаты пособия.

Формы документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности

Форма сведений о застрахованном лице (работнике, претендующим на получение пособия по временной нетрудоспособности), реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, утверждены Приказом ФСС РФ от 04.02.2021 № 26.

Выплата пособия за счет средств ФСС выплачивается способом, указанным в сведениях о застрахованном лице, либо в реестре сведений:

– путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица

– через организацию федеральной почтовой связи

– через иную организацию.

Периоды временной нетрудоспособности, подлежащие оплате

Пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается работнику за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности.

Исключение – если работник является инвалидом (в этом случае пособие выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году), либо с работником заключен срочный трудовой договор (в этом случае пособие выплачивается не более чем за 75 календарных дней).

Пособие по временной нетрудоспособности при осуществлении ухода за больным членом семьи выплачивается:

– в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет не более чем за 60 календарных дней в году.

Исключение – если заболевание ребенка включено в перечень заболеваний, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2008 № 84н. В этом случае пособие выплачивается не более чем за 90 календарных дней в году;

– в случае ухода за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет не более чем за 45 календарных дней в году;

– в случае ухода за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет не более чем за 120 календарных дней в году;

– в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 18 лет, являющимся ВИЧ-инфицированным, при болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, при злокачественных новообразованиях, включая злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей – за весь период совместного пребывания в стационарных условиях;

– в остальных случаях ухода за больным членом семьи при лечении в амбулаторных условиях – не более чем за 7 календарных дней по каждому случаю заболевания, но не более чем за 30 календарных дней в году.

Пособие по временной нетрудоспособности в случае карантина выплачивается лицу, которое контактировало с инфекционным больным за все время его отстранения от работы в связи с карантином.

Если карантину подлежат дети в возрасте до 7 лет или другие недееспособные члены семьи, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за весь период карантина.

Пособие по временной нетрудоспособности в случае осуществления протезирования выплачивается за весь период освобождения от работы.

При долечивании в санаторно-курортной организации, расположенной на территории РФ, непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за период пребывания в санаторно-курортной организации, но не более чем за 24 календарных дня (за исключением заболевания туберкулезом).

Средний дневной заработок

Пособие по временной нетрудоспособности в общем случае исчисляется, исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности.

В случае, если в расчетном периоде работник работал у другого работодателя, то для расчета пособия он должен представить справку о доходах с предыдущего места работы.

Средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС (за 2019 г. – 865 000 рублей, за 2020 г. – 912 000 рублей, за 2021 г. – 966 000 рублей).

То есть, если средний заработок превысит в календарном году предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС, то пособие такому работнику будет исчислено, исходя из установленной законодательством предельной суммы.

После того как суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, определены, следует определить средний дневной заработок.

Для этого сумму начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, нужно разделить на 730.

Пример 1. Работник представил работодателю листок временной нетрудоспособности за период с 12.01.2021 г. по 24.01.2021 г. (13 календарных дней).

Сумма начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности (2019 и 2020), составила 480 000 рублей.

Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности = 480 000 рублей / 730 дней = 657,54 рубля.

Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, принимается равным МРОТ в следующих случаях:

– работник не имел заработка;

– средний заработок, рассчитанный за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ;

– страховой стаж менее шести месяцев.

Пример 2. Воспользуясь условиями предыдущего примера, выясним, не будет ли средний заработок за расчетный период ниже МРОТ.

МРОТ в Свердловской области (с учетом районного коэффициента) на дату наступления нетрудоспособности (12.01.2021 г.) составил 12 792 рубля.

Определим средний дневной заработок, исходя из МРОТ:

12 792 рубля × 24 месяца / 730 дней = 420,56 рублей.

При сравнении среднего дневного заработка первый результат (657, 54 рубля) больше второго результата, таким образом для расчета дневного пособия берем средний дневной заработок, исходя из суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности

Страховой стаж

Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа работника.

Пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается в следующих размерах:

– страховой стаж 8 и более лет, – 100 % среднего заработка;

– страховой стаж от 5 до 8 лет, – 80 % среднего заработка;

– страховой стаж до 5 лет – 60 % среднего заработка;

– в случае заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, – 60 % среднего заработка.

Пособие по временной нетрудоспособности при осуществлении ухода за членами семьи выплачивается:

– за больным ребенком в возрасте до 8 лет – в размере 100 % среднего заработка;

– за больным ребенком в возрасте 8 лет и старше:

а) при лечении в амбулаторных условиях – за первые 10 календарных дней в зависимости от страхового стажа работника, за последующие дни в размере 50 % среднего заработка;

б) при лечении в стационарных условиях (в условиях дневного стационара) – в зависимости от страхового стажа работника;

– за иным членом семьи при его лечении в амбулаторных условиях в зависимости от страхового стажа работника.

Пример 3. Дополним условия примера 1. Работник на момент нетрудоспособности имел страховой стаж 2 года (размер пособия по временной нетрудоспособности составит 60 % среднего заработка).

Сумма дневного пособия по нетрудоспособности составит:

657,54 рублей × 60 % = 394,53 рубля.

Сумма пособия, выплачиваемая за счет средств работодателя, составит: 394,53 рубля × 3 дня = 1 183,59 рублей.

Сумма пособия, выплачиваемая за счет ФСС, составит:

394,53 рубля × 10 дней = 3 945,3 рублей.

Замена расчетного периода

В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления периода временной нетрудоспособности, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению работника могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Бухгалтера выбирают журнал «Академия Бизнеса» в работе
Предоставим доступ к сайту и закрытым материалам для бухгалтера
Распечатать статью
Редакция журнала «Академия бизнеса»

Заказать обратный звонок

Оставьте контакты — мы свяжемся с Вами в рабочее время.