Наши бесплатные каналы для бухгалтера
  • Изменения в законах
  • Практические решения
  • Разборы бухгалтерских ситуаций
  • Бухгалтерские проводки и примеры
  • Напоминания о сроках отчетности
  • Ошибки, за которые штрафуют — и как их избежать

Пособия исходя из МРОТ. Страховой стаж и районный коэффициент

Работник трудится по трудовому договору 2 месяца в нашей организации (зарплата 25 000 рублей + районный коэффициент). До нас он не работал официально. Работник принес больничный лист.
Как рассчитать ему пособие, из каких сумм? Как считать страховой стаж в его случае?

Согласно ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

В случае, если застрахованное лицо в расчетный период не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

По общему правилу средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730.

Однако в Вашем случае следует руководствоваться п. 15(3) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 г. № 375.

А именно: в случае если застрахованное лицо в расчетный период не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности средний дневной заработок определяется путем деления МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

По мнению ФСС РФ, при расчете пособий по основаниям, предусмотренным п. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, из среднедневного заработка, рассчитанного из МРОТ, районный коэффициент применяется к исчисленному размеру пособия, а не к дневному МРОТ при исчислении среднего заработка.

То есть районный коэффициент следует применять к уже начисленному размеру пособия – на него нужно умножить исчисленную сумму пособия по временной нетрудоспособности.

Районный коэффициент является выплатой компенсационного характера за работу в особых климатических условиях, следовательно, районный коэффициент подлежит применению на первом этапе пособия – исчисления среднего дневного заработка (как из фактического отработанного времени, так и из МРОТ).

В связи с чем при определении размера пособия работнику исчисление среднего заработка должно производиться из МРОТ с учетом районного коэффициента (Определения Верховного Суда РФ от 27.03.2015 г. № 302-КГ15-1324, ВАС РФ от 26.05.2014 г. № ВАС-5881/14).

Но, игнорируя позицию чиновников, нужно быть готовыми к судебным разбирательствам.

С 1 июля 2017 года МРОТ составляет 7 800 рублей.

Если временная нетрудоспособность работника наступила не раньше, чем в июле 2017 г., то пособие должно быть исчислено исходя из среднего заработка в размере 7 800 рублей.

Средний дневной заработок в данном случае составит 256,44 рублей (7 800 руб. × 24 / 730).

Согласно ст. 7 Закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, в размере 60% среднего заработка.

В соответствии со ст. 16 Закона № 255-ФЗ в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В страховой стаж наравне с указанными периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внут-ренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.

В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам утверждены приказом Минздра-ва РФ от 06.02.2007 г. № 91.

Исчисление периодов работы (службы, деятельности) производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев).

При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

Такой расчет предусмотрен только для неполных календарных месяцев и неполных календарных лет, отработанных застрахованным лицом по тому или иному трудовому договору (письмо ФСС РФ от 09.12.2016 г. № 02-09-14/15-02-24113).

В случае совпадения по времени периодов работы (службы, деятельности), включаемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица, подтвержденный заявлением, в котором указывается выбранный для включения в страховой стаж период.

Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы (службы, деятельности), включаемых в страховой стаж, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы).

Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи.

Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.

В случае если в представленном документе о периодах работы (службы, деятельности) указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым является 15 число соответствующего месяца.

Страховой стаж определяется при назначении пособия на день наступления соответствующего страхового случая (временной нетрудоспособности).

В связи с чем, разъяснил ФСС РФ в письме от 09.12.2016 г. № 02-09-14/15-02-24113, первый день наступления страхового случая не учитывается при расчете страхового стажа.

Следовательно, страховой стаж нужно определить до соответствующего дня наступления страхового случая.

То есть сам день наступления страхового случая не учитывается.

Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со ст. 7 и 11 закона.

Размер пособия по временной нетрудоспособности определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности (ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Следовательно, поскольку страховой стаж работника менее 5 лет, пособие выплачивается в размере 60% среднего заработка.

Допустим, Ваш работник болел 5 дней.

Пособие должно быть выплачено в размере 769,32 руб. (256,44 руб. × 60% × 5 дн.).

Но в Вашем случае есть еще и «уральский» коэффициент.

Поэтому размер пособия составит 884,72 руб. (769,32 руб. × 1,15).

 

Бухгалтера выбирают журнал «Академия Бизнеса» в работе
Предоставим доступ к сайту и закрытым материалам для бухгалтера
Распечатать статью
Редакция журнала «Академия бизнеса»

Заказать обратный звонок

Оставьте контакты — мы свяжемся с Вами в рабочее время.