Пособия по безработице. Правила исчисления среднего заработка
(Постановление Правительства РФ от 14.09.2021 г. № 1552 «Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)»)
Согласно ст. 30, 31, 33, 34 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в п. 2 ст. 30 Закона № 1032-1, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы).
Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого им по последнему месту работы (службы) были выплачены выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация, пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.
Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в п. 2 ст. 33, ст. 34, 34.1 и 34.2 Закона № 1032-1) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75% их среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством РФ, в следующие три месяца – в размере 60% указанного заработка.
При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
Ст. 34 Закона № 1032-1 установлены размеры пособия по безработице отдельным категориям безработных граждан.
Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), за исключением граждан, указанных в п. 1 ст. 34.1 Закона № 1032-1, гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, а также гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством РФ, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, предшествовавших началу безработицы, начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено Законом.
В настоящее время действуют Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460.
Срок действия Временных правил ограничен 31 декабря 2021 года.
Новые Правила действуют с 25 сентября 2021 года.
Органы службы занятости
Правила определяют порядок исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы).
Средний заработок, за исключением указанных в п. 3 Правил случаев, исчисляется для определения его размера в целях, предусмотренных Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», органами службы занятости на основе сведений о выплатах и иных вознаграждениях (далее – доход) по последнему месту работы (службы), на которые были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в следующем порядке:
а) средний заработок исчисляется за 3 месяца, предшествующие календарному кварталу перед месяцем подачи заявления о предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы (далее – заявление), за исключением среднего заработка гражданина, уволенного в течение 12 месяцев, предшествовавших месяцу подачи заявления, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока, который исчисляется за 3 месяца, предшествовавшие календарному кварталу перед месяцем призыва на военную службу (далее – расчетный период);
б) в случае если в каком-либо из месяцев у гражданина отсутствовал доход, на который были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, при исчислении среднего заработка этот месяц (месяцы) исключается из расчетного периода;
в) средний заработок исчисляется путем деления суммы дохода гражданина, на который были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период, на количество месяцев в расчетном периоде;
г) в случае если в течение всего периода, приходящегося на 3-месячный срок, предшествующий календарному кварталу перед месяцем подачи заявления, у гражданина отсутствовал доход, на который были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, средний заработок определяется за предшествующий период, равный расчетному.
Работодатели
П. 3 Правил установлено, что средний заработок исчисляется для определения его размера в целях, предусмотренных Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», работодателем в порядке, предусмотренном п. 4–13 Правил, в случае если:
а) гражданин находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком в течение всего периода, приходящегося на 3-месячный срок, предшествующий календарному кварталу перед месяцем подачи заявления;
б) доход гражданина за период 3 месяцев, предшествовавших календарному кварталу перед месяцем подачи заявления, не подлежал обложению страховыми взносами в части обязательного пенсионного страхования в соответствии с п.п. 14 п. 1 и п.п. 1 п. 3 ст. 422 (в части, относящейся к прокурорам, следователям, судьям федеральных судов и мировым судьям) НК РФ;
в) периоды, указанные в п.п. «г» п. 2 Правил (отсутствие дохода, на который были начислены страховые взносы), относятся к периоду занятости гражданина не по последнему месту работы;
г) у гражданина отсутствовал доход по последнему месту работы (службы) в периоды, указанные в п.п. «г» п. 2 Правил.
В случаях, указанных в п. 3 Правил, гражданин представляет в органы службы занятости справку работодателя о среднем заработке, подписанную руководителем и главным бухгалтером (при наличии) организации или индивидуальным предпринимателем.
Расчет среднего заработка
Правила расчета среднего заработка не изменились.
Статья открыта для подписчиков журнала «Академия Бизнеса»
Войдите на сайт или получите пробный доступ, вам откроются все статьи и сервисы для бухгалтера.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Подписка ещё не началась!
Дата начала подписки: {{this.$store.state.user.subscribe_start}}.
После этой даты вы сможете пользоваться доступом к журналу.
