Наши бесплатные каналы для бухгалтера
  • Изменения в законах
  • Практические решения
  • Разборы бухгалтерских ситуаций
  • Бухгалтерские проводки и примеры
  • Напоминания о сроках отчетности
  • Ошибки, за которые штрафуют — и как их избежать

Пособия по безработице. Правила исчисления среднего заработка

(Постановление Правительства РФ от 14.09.2021 г. № 1552 «Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)»)

Согласно ст. 30, 31, 33, 34 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в п. 2 ст. 30 Закона № 1032-1, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы).

Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого им по последнему месту работы (службы) были выплачены выходное пособие, средний месячный заработок за период трудоустройства и (или) единовременная компенсация, пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в п. 2 ст. 33, ст. 34, 34.1 и 34.2 Закона № 1032-1) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75% их среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством РФ, в следующие три месяца – в размере 60% указанного заработка.

При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Ст. 34 Закона № 1032-1 установлены размеры пособия по безработице отдельным категориям безработных граждан.

Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), за исключением граждан, указанных в п. 1 ст. 34.1 Закона № 1032-1, гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, гражданам, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, а также гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством РФ, либо сведения о том, что они состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, или не менее 26 недель до увольнения в связи с призывом на военную службу, предшествовавших началу безработицы, начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено Законом.

В настоящее время действуют Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460.

Срок действия Временных правил ограничен 31 декабря 2021 года.

Новые Правила действуют с 25 сентября 2021 года.

Органы службы занятости

Правила определяют порядок исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы).

Средний заработок, за исключением указанных в п. 3 Правил случаев, исчисляется для определения его размера в целях, предусмотренных Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», органами службы занятости на основе сведений о выплатах и иных вознаграждениях (далее – доход) по последнему месту работы (службы), на которые были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в следующем порядке:

а) средний заработок исчисляется за 3 месяца, предшествующие календарному кварталу перед месяцем подачи заявления о предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы (далее – заявление), за исключением среднего заработка гражданина, уволенного в течение 12 месяцев, предшествовавших месяцу подачи заявления, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока, который исчисляется за 3 месяца, предшествовавшие календарному кварталу перед месяцем призыва на военную службу (далее – расчетный период);

б) в случае если в каком-либо из месяцев у гражданина отсутствовал доход, на который были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, при исчислении среднего заработка этот месяц (месяцы) исключается из расчетного периода;

в) средний заработок исчисляется путем деления суммы дохода гражданина, на который были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период, на количество месяцев в расчетном периоде;

г) в случае если в течение всего периода, приходящегося на 3-месячный срок, предшествующий календарному кварталу перед месяцем подачи заявления, у гражданина отсутствовал доход, на который были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, средний заработок определяется за предшествующий период, равный расчетному.

Работодатели

П. 3 Правил установлено, что средний заработок исчисляется для определения его размера в целях, предусмотренных Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», работодателем в порядке, предусмотренном п. 4–13 Правил, в случае если:

а) гражданин находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком в течение всего периода, приходящегося на 3-месячный срок, предшествующий календарному кварталу перед месяцем подачи заявления;

б) доход гражданина за период 3 месяцев, предшествовавших календарному кварталу перед месяцем подачи заявления, не подлежал обложению страховыми взносами в части обязательного пенсионного страхования в соответствии с п.п. 14 п. 1 и п.п. 1 п. 3 ст. 422 (в части, относящейся к прокурорам, следователям, судьям федеральных судов и мировым судьям) НК РФ;

в) периоды, указанные в п.п. «г» п. 2 Правил (отсутствие дохода, на который были начислены страховые взносы), относятся к периоду занятости гражданина не по последнему месту работы;

г) у гражданина отсутствовал доход по последнему месту работы (службы) в периоды, указанные в п.п. «г» п. 2 Правил.

В случаях, указанных в п. 3 Правил, гражданин представляет в органы службы занятости справку работодателя о среднем заработке, подписанную руководителем и главным бухгалтером (при наличии) организации или индивидуальным предпринимателем.

Расчет среднего заработка

Правила расчета среднего заработка не изменились.

Надёжный источник для бухгалтера с 1995 года!
Есть вопрос по бухучету, налогам или кадрам?
Подписчики журнала могут бесплатно задать вопрос аудитору или юристу. Оставьте контакты, и мы расскажем, как получить консультацию.
Распечатать статью
Редакция журнала «Академия бизнеса»

Заказать обратный звонок

Оставьте контакты — мы свяжемся с Вами в рабочее время.