Свежий номер: № 41 (78) – Октябрь 2021

Повторная выездная налоговая проверка

Статья в журнале: №45 (905) — Ноябрь 2009 , опубликовано 11.11.2009

Налогоплательщик в 2006 году и 6 месяцев 2007 года своевременно исчислял, представлял налоговые декларации и на основании их уплачивал налоги, предусмотренные общим режимом налогообложения. Однако для отдельных видов деятельности (парикмахерская, гостиница, услуги пищеблока) должна была применяться система налогообложения в виде ЕНВД. Вследствие выявленной ошибки при исчислении налогов нами в 2007 г. самостоятельно было исполнено обязательство по внесению изменений в налоговые декларации по налогам, предусмотренным ОСН, и подачи первичных деклараций по ЕНВД за 2007 г., 2006 г. ЕНВД за период 2006-2007 гг. нами уплачен в IV квартале 2007 г.

По результатам камеральной проверки вынесено решение о привлечении нашего предприятия к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ. Штрафные санкции уплачены самостоятельно и в установленные сроки. С момента добровольной уплаты налогов и штрафов требований об уплате налогов, штрафов и пеней налоговым органом не было выставлено. В 2009 г. также была проведена выездная проверка нашего предприятия по всем налогам за период 2006-2008 гг. В акте проверки отсутствует факт начисления пеней за несвоевременную уплату ЕНВД за 2006-2007 г.

В III квартале 2009 г. была проведена проверка вышестоящим налоговым органом. Вследствие чего нам выставлено требование об уплате пеней за несвоевременную уплату ЕНВД за 2006-2007 гг.

Просим дать пояснения обоснованности выставленного требования ИФНС, а также наших обязанностей по уплате пеней за 2006-2007 гг.

Согласно п. 10 ст. 89 НК РФ повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться, в частности, вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

При этом если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Неуплата пеней не является налоговым правонарушением, за которое предусмотрена налоговая ответственность.

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены главой 16 НК РФ.

Если сумма налога уплачена, то за неуплату пеней в данном случае ответственность главой 16 НК РФ не предусмотрена.

При этом пени не являются и налоговой санкцией, поскольку согласно ст. 114 НК РФ налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ.

Пеня признается способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

Таким образом, положения п. 10 ст. 89 НК РФ о неприменении к налогоплательщику налоговых санкций при выявлении во время повторной выездной налоговой проверки налогового правонарушения, в отношении пеней не применяются.

Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 НК РФ (ст. 75 НК РФ).

Ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога.

Эти же правила применяются и в отношении пеней.

По общему правилу, установленному ст. 70 НК РФ, требование об уплате пеней должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Требование об уплате пени по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки может быть вынесено два решения:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Поскольку Вашу организацию не привлекают к налоговой ответственности, в отношении компании должно быть вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней (ст. 101 НК РФ).

Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Следовательно, во время повторной выездной налоговой проверки применительно к Вашей ситуации правомерно проверен период с 2006 по 2008 годы.

Требование об уплате пеней также направлено правомерно.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru