Правила проверок соблюдения Закона о ККТ в 2024 году

Налоговая служба в письме от 11.04.2024 № Д-5-20/55@ разъяснила, как будут проводиться проверки в отношении налогоплательщиков, которые применяют при расчетах с покупателями контрольно-кассовую технику.

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 (в редакции от 23.05.2024) установлены особенности государственного и муниципального контроля и надзора в части соблюдения субъектами предпринимательства законодательства РФ.

В частности, предусмотрено, что надзор допускается в следующих формах:

  • в виде документарной и выездной проверки, но исключительно по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России и по согласованию с органами прокуратуры,
  • без взаимодействия с контролируемым лицом в виде профилактических мероприятий,
  • в случае выявления при проведении профилактических мероприятий нарушений обязательных требований — проведение контрольной закупки.

Профилактические мероприятия

Профилактические мероприятия направлены на профилактику рисков причинения вреда и ущерба охраняемым законом ценностям[1].

Профилактические мероприятия могут быть проведены в следующих формах:

1) Информирование.

Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в интернете, в средствах массовой информации и через кабинет контрольно-кассовой техники (ККТ).

К примеру, налоговая служба осуществляет ведение реестра ККТ в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».

Реестр актуальной ККТ размещен на сайте ФНС России.

На страничке налоговиков размещен «Сервис проверки изготовленных экземпляров контрольно-кассовой техники».

Таким образом, налогоплательщик сможет в любое время проверить – не устарела ли его модель ККТ и, соответственно, не нарушены ли им требования к модели ККТ.

2) Обобщение правоприменительной практики.

Под обобщением правоприменительной практики имеется ввиду подготовка налоговым органом докладов по применению норм налогового и смежного законодательства, в том числе обзоров по судебным решениям.

Такие доклады размещаются на сайте ФНС России.

3) Объявление предостережения.

Предостережение объявляется контролируемому лицу в случае, если налоговый орган обладает сведениями о готовящемся нарушении, или он выявил признаки нарушений, но при этом отсутствуют сведения о том, что такое нарушение причинило вред или ущерб охраняемым законом ценностям.

Предостережение – это результат анализа какой-либо информации.

Предостережение должно содержать сведения о том, какие конкретно действия налогоплательщика могут привести или приводят к нарушению обязательных требований.

В предостережении контролируемому лицу предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

При этом предостережение не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

Если контролируемое лицо не согласно с вынесенным ему предостережением, то оно может написать возражения.

4) Консультирование.

В ходе консультирования должностные лица ФНС разъясняют вопросы, связанные с деятельностью в области применения ККТ.

Консультирование является бесплатным и может осуществляться по телефону, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

Время консультирования по телефону или на личном приеме одного контролируемого лица не может превышать 15 минут. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется.

5) Профилактический визит.

Обязательные профилактические визиты проводятся в первый год с момента начала осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности, предусматривающей обязательное применение контрольно-кассовой техники.

О предстоящем проведении профилактического визита налогоплательщик уведомляется за 5 рабочих дней до даты его проведения.

Сведения о проведении профилактического визита в обязательном порядке размещаются в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (далее – ЕРКНМ).

ЕРКНМ — федеральная государственная информационная система в сфере контрольно-надзорной деятельности, которая размещается по адресу proverki.gov.ru, а также по ссылке на Едином портале прокуратуры РФ.

ЕРКНМ координирует совместную работу надзорных органов и прокуратуры в ходе планирования и реализации контрольно-надзорных мероприятий.

Для инициирования проверок надзорным органам необходимо внести запись о плановых или внеплановых мероприятиях в реестр.

Налогоплательщик может отказаться от проведения профилактического визита, уведомив об этом налоговый орган не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.

Профилактический визит проводится в форме беседы по месту осуществления деятельности налогоплательщика, либо по видео-конференц-связи.

В ходе беседы налоговый инспектор информирует об обязательных требованиях законодательства в сфере применения контрольно-кассовой техники.

Внеплановые проверки

Основания проведения документарных и выездных проверок

Основанием для проведения документарных и выездных проверок является:

  • наличие у налогового органа информации о причинении вреда или ущерба (об угрозе такого причинения) охраняемым законом ценностям,
  • выявление соответствия деятельности налогоплательщика параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований,
  • выявление отклонения деятельности налогоплательщика от таких параметров.

Индикаторы риска нарушения обязательных требований сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (ч. 9 ст. 23 Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).

Перечень индикаторов риска, свидетельствующих о возможных правонарушениях в области применения ККТ, утверждены Приказом Минфина России от 06.06.2023 № 88н.

Подробно о признаках, которые свидетельствуют о нарушениях при использовании ККТ, можно прочитать в № 28 за 2023 год.

Как налоговая узнает о нарушениях

Информацию о возможных нарушениях законодательства о применении ККТ налоговая получает:

  • из заявлений и обращений, поступивших от граждан, организаций, органов власти,
  • из средств массовой информации,
  • при проведении мероприятий налогового контроля, которые проведены, в том числе, в отношении иных налогоплательщиков.

Представление о проведении проверок

По итогам рассмотрения заявлений, которые поступили от граждан и организаций, налоговый инспектор готовит мотивированное представление на рассмотрение Управления оперативного контроля ФНС России о проведении выездной или документарной проверки.

При подготовке такого представления должны быть одновременно соблюдены следующие критерии:

1) содержащаяся в поступивших от граждан и организаций информация указывает на неприменение ККТ налогоплательщиками, которые не являются:

  • мобилизованными лицами,
  • аккредитованными российскими организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, включенными в реестр аккредитованных российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий;

2) содержащаяся в поступивших от граждан и организаций информация указывает на причинение заявителю вреда или на нарушение прав заявителя;

3) сведения о неприменении ККТ содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (место, дата и время совершения и событие административного правонарушения, другие данные).

Решение о проведении проверки

Управление оперативного контроля ФНС России рассматривает представленные территориальными налоговыми органами мотивированные представления о проведении документарной или выездной проверки и при отсутствии замечаний по ним, направляет в УФНС по субъекту соответствующее решение.

В день подписания решения о проведении внеплановой проверки налоговый орган направляет в орган прокуратуры сведения о такой проверке.

Порядок проведения проверки

После принятия решения о проведении проверки контролируемому лицу направляется Требование о представлении документов и письменных объяснений.

Сведения о дате направления требования и дате получения документов и пояснений во исполнение такого требования отражаются в ЕРКНМ.

По результатам проведения документарной проверки налоговая служба оформляет решение и акт выездной или документарной проверки, а также предписание контролируемому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения, а также возбуждает дело об административном правонарушении.

Сведения о предписании об устранении выявленных нарушений, в том числе суть нарушения, размещаются в ЕРКНМ.

В целях оценки исполнения предписания налоговые органы инициируют проведение одного из следующих мероприятий контроля:

  • контрольная закупка;
  • документарная проверка;
  • выездная проверка.

Обратите внимание, что контрольная закупка может производиться без согласования с органами прокуратуры, если проверяемые налогоплательщики соответствуют следующим критериям:

  • не являются мобилизованными лицами;
  • не являются аккредитованными российскими организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий;
  • не имеют зарегистрированной ККТ при наличии такой обязанности или не применяют ее в установленных случаях или нарушают порядок и условия регистрации и применения ККТ.

[1] Охраняемые законом ценности – жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности (Базовая модель определения критериев и категорий риска, утв. протоколом заседания проектного комитета от 31.03.2017 № 19(3)).

Распечатать статью