Время, необходимое для проведения встречных проверок, не включается в срок проведения выездных налоговых проверок. Постановление Конституционного Суда РФ
По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2004 г.
Время, необходимое для проведения встречных проверок, не включается в двухмесячный срок проведения выездной налоговой проверки, установленный ст. 89 НК РФ.
Областным Управлением МНС РФ была проведена повторная выездная налоговая проверка ООО в порядке контроля за деятельностью налогового органа, ранее проводившего в нем налоговую проверку.
Для проведения встречных проверок и получения дополнительных документов выездная налоговая проверка была приостановлена на один месяц.
Также для проведения встречных проверок на четыре месяца была приостановлена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя.
В результате проверки общество и индивидуальный предприниматель были привлечены к налоговой ответственности.
Арбитражные суды не удовлетворили их исковые требования о признании недействительными решений налоговых органов о приостановлении выездных налоговых проверок.
При этом они исходили из того, что ст. 89 НК РФ не содержит запрет на приостановление выездных налоговых проверок, при этом в сроки их проведения включается лишь время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика.
Нарушение налоговым органом сроков проведения таких проверок не является безусловным основанием для признания соответствующего решения налогового органа недействительным.
Учредитель общества и индивидуальный предприниматель, не согласившись с решением судов, обратились в Конституционный Суд РФ.
Приостановление налоговым органом выездных налоговых проверок на неопределенный срок привело к ограничению свободы их предпринимательской деятельности, при этом под угрозу была поставлена их предпринимательская деятельность и стабильность их финансового положения, возможность планировать хозяйственную деятельность и затраты.
– выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено данной статьей;
– в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев;
– срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика.
Если при проведении налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
Как указал Конституционный Суд РФ, основное содержание выездной налоговой проверки – проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения.
Для этого должностные лица налоговых органов могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения.
В установленный частью второй ст. 89 НК РФ двухмесячный (в исключительных случаях – трехмесячный) срок включаются – с тем чтобы не допустить излишнего обременения налогоплательщика в связи с необходимостью предоставления проверяющим условий для работы и т.п. – только те периоды, которые напрямую связаны с нахождением проверяющих на территории налогоплательщика.
Конституционный Суд РФ считает, что время проведения встречных проверок и экспертиз не должно засчитываться в срок проведения выездной налоговой проверки, если только проверяющие в этот же период не продолжают находиться на территории налогоплательщика.
Не засчитывается в него и время, необходимое для оформления результатов проверки.
Следовательно, срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика.
Порядок календарного исчисления сроков, установленный ст. 6.1 НК РФ, в этих случаях не применяется.
Конституционный Суд РФ признал положения части второй ст. 89 НК РФ, регулирующие сроки и продолжительность выездных налоговых проверок, в том числе повторных, проводимых вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, ранее проводившего проверку, не противоречащими Конституции РФ.
