Свежий номер: № 14 (51) – апрель 2021

Применение контрольно-кассовой техники

Статья в журнале: №50 (760) — Декабрь 2006 , опубликовано 20.12.2006
Тематики: Применение ККТ

ООО занимается розничной торговлей продовольственными товарами. Продавцом потерян чек с фискальным гашением за один день торговли.

Наказывается ли каким-то образом организация при отсутствии чека в отчете кассира?

В соответствии с п. 11 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30.07.1993 г. № 745 (далее – Положение), на всех контрольно-кассовых машинах в обязательном порядке применяется контрольная лента, и по каждой контрольно-кассовой машине ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе.

Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет.

Согласно п. 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином РФ от 30.08.1993 г. № 104, при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, кассир должен:

– подготовить денежную выручку и другие платежные документы;

– составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной-двумя кассами кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка).

Представитель администрации в присутствии кассира снимает показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), получает распечатку или вынимает из кассовой машины использованную в течение дня контрольную ленту. Представитель администрации подписывает конец контрольной ленты (распечатку), указав на ней тип и номер машины, показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), дневную выручку, дату и время окончания работы.

Отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня вписываются в «Книгу кассира-операциониста».

По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно-кассовой машины.

После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в «Книге кассира-операциониста» и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.

При проверке представитель налоговых органов вправе истребовать и проверить документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями, а именно: контрольно-кассовые ленты и Z-отчеты.

Непредставление Z-отчета повлечет за собой административную ответственность в силу следующих обстоятельств.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» налоговым органам предоставлено право, в частности:

– проверять документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники;

– налагать штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом РФ об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования Федерального закона № 54-ФЗ.

Ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Отметим, что согласно п. 11 Положения ответственность за обеспечение хранения документов, подтверждающих проведение денежных расчетов с покупателями, в том числе и Z-отчетов, несет руководитель организации.

Поскольку ответственность за обеспечение хранения Z-отчетов несет руководитель организации, то отсутствие Z-отчета, выявленное при проверке, повлечет наложение штрафа на руководителя от 3 до 5 МРОТ.

Некоторые налоговые органы пытаются привлечь организации за указанные нарушения по ст. 126 НК РФ.

Так, УФНС по г. Москве в письме от 12.01.2006 г. № 22-12/1144 указало, что ответственность за непредставление налоговым органам документов (Z-отчетов) для проведения проверок предусмотрена статьями 19.4 и 15.6 КоАП РФ и ст. 126 НК РФ.

Однако это утверждение не имеет правовых оснований.

Ст. 126 НК РФ предусматривает взыскание штрафа за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Закон № 54-ФЗ и Положение по применению контрольно-кассовых машин, которыми установлена обязанность организаций и предпринимателей обеспечивать ведение и хранение документации, связанной с применением ККТ, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

Следовательно, ст. 126 НК РФ в случае непредставления организацией Z-отчета неприменима.

По этим же основаниям не применяется и ст. 15.6 КоАП РФ, которая устанавливает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Нельзя привлечь Вашу организацию и к ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ.

Пленум ВАС РФ в постановлении от 31.07.2003 г. № 16 разъяснил, что под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать:

– фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);

– использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах;

– использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр;

– использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

– использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;

– пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

В указанном закрытом перечне нарушений непредставление Z-отчета не предусмотрено.

Следовательно, привлечь Вашу организацию можно только к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7 КоАП РФ.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru