Принять на работу иностранного гражданина. Без ошибок
Впервые собираемся принять на работу иностранного гражданина. Разрешение на работу у него есть, в графе гражданство указано – негражданин Латвии. Подскажите, пожалуйста, какой договор оформить при принятии на работу, какими налогами будет облагаться его зарплата, и должно ли предприятие сообщить о принятии на работу иностранного гражданина, и если должно то куда и в какие сроки?
Указом Президента РФ от 17.06.2008 г. № 977 установлено, что лица, проживающие в Латвийской Республике, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из РФ без оформления виз по паспорту негражданина, выданному соответствующим органом Латвийской Республики.
Вопросы трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, урегулированы ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В зависимости от того, на каком основании иностранный гражданин находится на территории РФ, можно разделить всех иностранных граждан на 3 категории:
1) постоянно проживающие в РФ – это иностранцы, получившие вид на жительство;
2) временно проживающие в РФ – это иностранцы, получившие разрешение на временное проживание;
3) временно пребывающие в РФ – это иностранцы, у которых имеется миграционная карта (она является документом, подтверждающим право иностранца на временное пребывание в РФ), но нет вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ и осуществляющие трудовую деятельность (на основании как трудовых, так и гражданско-правовых договоров), именуются иностранными работниками.
Работодателем в соответствии с Законом № 115-ФЗ является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.
Заказчиком работ (услуг) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
Однако если иностранный работник прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы, то работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС РФ и орган Службы занятости в соответствующем субъекте РФ о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
Форма и порядок уведомления утверждены приказом ФМС РФ от 28.06.2010 г. № 147.
Форма уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, содержится в приложении № 5 к приказу № 147.
Уведомление работодатель должен представить в органы ФМС и Службы занятости в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска.
Подтверждением того, что Вы уведомили соответствующие органы, будет являться отметка о приеме уведомления, которая проставляется в установленном порядке в отрывной части бланка уведомления.
П.п. 4 п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ предусматривает уведомление работодателем или заказчиком работ (услуг) налогового органа в случае приглашения ими иностранного гражданина в РФ для осуществления трудовой деятельности либо заключения с этим гражданином нового трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Однако Президиум Верховного Суда РФ в постановлении от 16.09.2009 г. сообщил, что обязанность по уведомлению налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина возложена на работодателя независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыл работник в РФ.
Трудовую деятельность иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, регулирует ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ.
Президиум ВАС РФ в постановлении от 02.02.2010 г. № 11773/09 указал, что требование об извещении налогового органа ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ и вышеназванным Порядком не установлено.
Следует знать, что неуведомление территориального органа ФМС РФ, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (в том числе ИП) – от 35 000 до 50 000 рублей, на юридических лиц – от 400 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).
Поскольку ВАС РФ и ВС РФ по-разному читают нормы Закона № 115-ФЗ, а штрафы велики, то в целях безопасности лучше уточнить в налоговой инспекции, нужно ли в Вашем случае их уведомлять.
При этом срок уведомления налоговиков – в течение 10 дней со дня заключения трудового договора (п.п. 4 п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ).
Форма Уведомления о привлечении и об использовании иностранных работников приведена в письме ФНС РФ от 24.08.2007 г. № ГИ-6-04/676@.
Вы можете заключить с иностранным гражданином как трудовой, так и гражданско-правовой договор.
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса РФ на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан.
Следовательно, трудовой договор с иностранным работником заключается по тем же правилам, что и с работником — гражданином России.
Иностранный работник должен предъявить Вам миграционную карту.
Миграционная карта – это документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в РФ иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в РФ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в РФ, а также служащий для контроля за временным пребыванием в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.
Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) и получившего разрешение на работу, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в РФ (ст. 5 Закона № 115-ФЗ).
П.п. 15 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов — работодателей суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию являются, в частности, временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.
Страхователи в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ, заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному Законом № 167-ФЗ для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц (ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ).
Таким образом, в Вашей ситуации Вы будете уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с выплат иностранному работнику, если заключите с ним трудовой договор.
Если будет заключен гражданско-правовой договор, то указанные страховые взносы в ПФР не начисляются.
Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» установлено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Иностранные граждане, не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание, относятся к лицам, временно пребывающим в РФ, и, соответственно, права на получение пособий по обязательному социальному страхованию в соответствии с Законом № 255-ФЗ не имеют.
Поэтому на выплаты иностранным работникам (временно пребывающим в РФ) страховые взносы в ФСС РФ не начисляются.
Также на выплаты иностранному работнику, временно пребывающему в РФ, не начисляются страховые взносы на обязательное медицинское страхование, поскольку указанные лица не признаются застрахованными лицами (ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» действие данного закона распространятся как на граждан РФ, так и на иностранных граждан.
Согласно п. 1 ст. 5 указанного Закона обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта).
Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором заказчик работ, услуг обязан уплачивать страховые взносы за физическое лицо, выполняющее работу.
Таким образом, на сумму оплаты труда, начисленную иностранному гражданину на основании трудового договора, необходимо начислять и уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Если же с иностранным гражданином заключен гражданско-правовой договор, то начислять страховые взносы на страхование от несчастных случаев нужно, если обязанность уплачивать за иностранца такие взносы прямо прописана в гражданско-правовом договоре.
Если о начислении взносов в гражданско-правовом договоре не сказано, то взносы не начисляются.
Данные положения распространяются на всех иностранных граждан, в том числе и на временно пребывающих в РФ.
Иностранные граждане, получающие доходы от российских фирм, в соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ признаются налогоплательщиками НДФЛ.
Порядок налогообложения НДФЛ доходов физических лиц зависит от того, является ли физическое лицо налоговым резидентом, и не зависит от того, является ли физическое лицо иностранным гражданином, а также от статуса иностранного гражданина (то есть от того, является иностранный гражданин временно или постоянно проживающим или временно пребывающим в РФ).
Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Для определения налогового статуса физического лица следует учитывать любой непрерывный 12-месячный период, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).
До того момента, когда физическое лицо приобретет статус налогового резидента, полученные им доходы облагаются по налоговой ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).
После того как физическое лицо пробудет на территории РФ 183 дня, оно приобретает статус налогового резидента, а его доходы облагаются по налоговой ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).
Организация или индивидуальный предприниматель, выплачивающие физическим лицам доходы (в виде зарплаты или вознаграждения за выполнение работ, оказание услуг), признаются налоговыми агентами по НДФЛ.
Таким образом, до момента приобретения иностранным гражданином статуса налогового резидента работодатель должен исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с доходов иностранного работника по ставке 30%, а после того, как иностранный гражданин станет налоговым резидентом – по ставке 13%.
Минфин РФ в письме от 25.05.2011 г. № 03-04-06/6-122 указал, что налоговый статус сотрудника компании определяется налоговым агентом самостоятельно на каждую дату получения дохода исходя из фактического времени нахождения сотрудника на территории РФ.
При определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения им дохода, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).
В случае нахождения работника в РФ более 183 дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода, такое лицо будет признаваться налоговым резидентом РФ и его доходы от источников в РФ подлежат обложению по ставке 13%.
Если на дату получения дохода, включая дату увольнения, работник являлся налоговым резидентом РФ, то при его увольнении до окончания налогового периода каких-либо перерасчетов сумм налога, удержанных по ставке 13%, налоговым агентом не производится.
Перечня документов, подтверждающих фактическое нахождение физических лиц на территории РФ, НК РФ не установлено.
По мнению Минфина РФ, документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц на территории РФ, в частности, могут являться справки с места работы, подготовленные на основании сведений из табеля учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, квитанции о проживании в гостинице и другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством РФ, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в РФ (письмо от 26.04.2012 г. № 03-04-05/6-557).
Окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде определяется по итогам налогового периода.
Налоговый статус физического лица, определенный по итогам налогового периода, не может измениться в зависимости от времени нахождения физического лица в РФ в следующем налоговом периоде.
Если по итогам налогового периода физическое лицо не приобрело статус налогового резидента (находилось в РФ менее 183 дней), перерасчет сумм НДФЛ, удержанных налоговым агентом по ставке 30%, не производится.
После того как физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, указанные доходы, в соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ, подлежат налогообложению по ставке 13%.
Если по итогам следующего налогового периода физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, следует произвести перерасчет сумм НДФЛ с начала налогового периода, в котором произошло изменение налогового статуса работника (письмо Минфина РФ от 16.05.2011 г. № 03-04-05/6-353).
В соответствии с положениями ст. 78 и 231 НК РФ излишне удержанные из дохода налогоплательщика налоговым агентом суммы налога подлежат возврату.
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 231 НК РФ, излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлению налогоплательщиком соответствующего заявления.
Возврат суммы НДФЛ налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента РФ производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента РФ в этом налоговом периоде, в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.
При этом, указал Минфин РФ в письме от 29.11.2012 г. № 03-04-06/6-335, сам перерасчет сумм удержанного налога в соответствии с приобретенным статусом налогового резидента РФ производится налогоплательщиком самостоятельно.
Сумма налога, подлежащая возврату налогоплательщику, определенная в результате указанного перерасчета, отражается им в налоговой декларации.
В соответствии с абз. 7 разд. I Рекомендаций по заполнению формы 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20_ год» (Приложение к форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС РФ от 17.11.2010 г. № ММВ-7-3/611@) сведения о доходах физического лица, которому налоговым агентом был произведен перерасчет НДФЛ за предшествующие налоговые периоды в связи с уточнением его налоговых обязательств, оформляются в виде новой справки.
В рассматриваемом случае перерасчет НДФЛ налоговым агентом не производится, поскольку возврат сумм налога в соответствии с приобретенным налогоплательщиком статусом налогового резидента производится налоговым органом на основании налоговой декларации.
Обязанности налогового агента по оформлению и представлению новой справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ в указанном случае ни Рекомендациями, ни п. 1.1 ст. 231 НК РФ не установлено.
Статья открыта для подписчиков журнала «Академия Бизнеса»
Войдите на сайт или получите пробный доступ, вам откроются все статьи и сервисы для бухгалтера.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Подписка ещё не началась!
Дата начала подписки: {{this.$store.state.user.subscribe_start}}.
После этой даты вы сможете пользоваться доступом к журналу.
