Принятие на работу иностранного гражданина. Порядок действий и налоговые последствия
Индивидуальный предприниматель (система налогообложения ЕНВД + УСН) хочет принять на работу с 1 сентября 2011 года на должность грузчика иностранного гражданина (Киргизии). Разрешение на работу получили 10 августа.
Какие наши следующие действия? Какие налоги (взносы) нужно будет уплачивать за иностранного работника? Какие ставки НДФЛ для иностранного гражданина и от чего они зависят?
В соответствии с письмом МИД РФ от 27.09.2006 г. № 32253/ 19 граждане Киргизии прибывают в Россию в безвизовом порядке.
Вопросы трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, урегулированы ст. 13.1 Федерального закона РФ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС РФ и орган Службы занятости в соответствующем субъекте РФ о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
Форма и порядок уведомления утверждены приказом ФМС РФ от 28.06.2010 г. № 147.
Форма уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, содержится в приложении № 5 к приказу № 147.
Уведомление работодатель должен представить в органы ФМС и Службы занятости в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска.
Подтверждением того, что Вы уведомили соответствующие органы, будет являться отметка о приеме уведомления, которая проставляется в установленном порядке в отрывной части бланка уведомления.
Президиум ВАС РФ в постановлении от 02.02.2010 г. № 11773/09 указал, что требование об извещении налогового органа ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ и вышеназванным Порядком не установлено.
Закон № 115-ФЗ предусматривает уведомление работодателем или заказчиком работ налогового органа в случае приглашения ими иностранного гражданина в РФ для осуществления трудовой деятельности либо заключения с этим гражданином нового трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Однако Президиум Верховного Суда РФ в постановлении от 16.09.2009 г. так же, как и налоговики ранее, сообщил, что обязанность по уведомлению налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина возложена на работодателя независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыл работник в РФ.
Таким образом, действия лица, не уведомившего налоговый орган по месту своего учета о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Как видим, ВАС РФ и ВС РФ по-разному читают нормы Закона № 115-ФЗ.
Неуведомление территориального органа ФМС РФ, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (в том числе ИП) – от 35 000 до 50 000 рублей, на юридических лиц – от 400 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).
Поскольку контролирующие органы пока никак не комментировали решение Президиума Верховного Суда, в целях безопасности лучше уведомить и налоговую инспекцию.
При этом срок уведомления налоговиков другой – в течение 10 дней со дня заключения трудового договора (п.п. 4 п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ).
Форма Уведомления о привлечении и об использовании иностранных работников утверждена приказом ФНС РФ от 24.08.2007 г. № ГИ-6-04/676@.
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан.
Следовательно, трудовой договор с иностранным работником заключается по тем же правилам, что и с работником — гражданином России.
Иностранный работник должен предъявить Вам миграционную карту.
Миграционная карта – это документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в РФ иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в РФ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в РФ, а также служащий для контроля за временным пребыванием в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.
Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 115-ФЗ.
Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) и получившего разрешение на работу, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в РФ.
Согласно ст. 66 ТК РФ работодатель (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
Никаких исключений, касающихся оформления трудовых книжек работникам-иностранцам, ТК РФ не устанавливает.
Поэтому работодатель должен вести трудовые книжки работников-иностранцев, которые работают у него более пяти дней, если эта работа является для иностранных граждан основным местом работы.
Если у иностранного гражданина нет российской трудовой книжки, работодатель должен оформить ее для такого работника (ст. 65 ТК РФ).
В зависимости от того, на каком основании иностранец находится на территории РФ, можно разделить всех иностранных граждан на 3 категории:
1) постоянно проживающие в РФ – это иностранцы, получившие вид на жительство;
2) временно проживающие в РФ – это иностранцы, получившие разрешение на временное проживание;
3) временно пребывающие в РФ – это иностранцы, у которых имеется миграционная карта (она является документом, подтверждающим право иностранца на временное пребывание в РФ), но нет вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ и осуществляющие трудовую деятельность (на основании как трудовых, так и гражданско-правовых договоров), именуются иностранными работниками.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию являются граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане, если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору.
Таким образом, иностранный гражданин, работающий на территории РФ, является застрахованным лицом по обязательному пенсионному страхованию только в том случае, если указанный иностранный гражданин имеет статус постоянно или временно проживающего в РФ.
Если иностранный гражданин имеет статус временно пребывающего в РФ, то он не является застрахованным лицом и, соответственно, на выплаты в пользу данного физического лица (иностранного работника) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются.
Следовательно, на выплаты иностранному работнику (временно пребывающему в РФ) страховые взносы в ПФР не начисляются.
Кроме того, п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона РФ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС для плательщиков страховых взносов суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ.
Поэтому на выплаты иностранным работникам (временно пребывающим в РФ) страховые взносы во все фонды не начисляются.
Федеральным законом РФ от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» установлено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Иностранные граждане, в том числе и прибывающие из стран СНГ, не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание, относятся к лицам, временно пребывающим в РФ, и, соответственно, права на получение пособий по обязательному социальному страхованию в соответствии с Законом № 255-ФЗ не имеют.
Поэтому, указывает ФСС РФ в письме от 02.04.2010 г. № 02-03-16/08-526П, правовые основания для выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством указанной категории лиц за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отсутствуют.
При этом законодательство РФ не ограничивает прав работодателей по выплате пособий таким работникам за счет собственных средств.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона РФ от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» действие данного закона распространятся как на граждан РФ, так и на иностранных граждан.
Согласно п. 1 ст. 5 указанного Закона обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта).
Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором заказчик работ, услуг обязан уплачивать страховые взносы за физическое лицо, выполняющее работу.
Таким образом, на сумму оплаты труда, начисленную иностранному гражданину на основании трудового договора, необходимо начислять и уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Если же с иностранным гражданином заключен гражданско-правовой договор, то начислять страховые взносы на страхование от несчастных случаев нужно, если обязанность уплачивать за иностранца такие взносы прямо прописана в гражданско-правовом договоре.
Если о начислении взносов в гражданско-правовом договоре не сказано, то взносы не начисляются.
Данные положения распространяются на всех иностранных граждан, в том числе и на временно пребывающих в РФ.
Иностранные граждане, получающие доходы от российских фирм, в соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ признаются налогоплательщиками НДФЛ.
Порядок налогообложения НДФЛ доходов физических лиц зависит от того, является ли физическое лицо налоговым резидентом, и не зависит от того, является ли физическое лицо иностранным гражданином, а также от статуса иностранного гражданина (то есть от того, является иностранный гражданин временно или постоянно проживающим или временно пребывающим в РФ).
Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Для определения налогового статуса физического лица следует учитывать любой непрерывный 12-месячный период, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).
До того момента, когда физическое лицо приобретет статус налогового резидента, полученные им доходы облагаются по налоговой ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).
После того как физическое лицо пробудет на территории РФ 183 дня, оно приобретает статус налогового резидента, а его доходы облагаются по налоговой ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).
Организация или индивидуальный предприниматель, выплачивающие физическим лицам доходы (в виде зарплаты или вознаграждения за выполнение работ, оказание услуг), признаются налоговыми агентами по НДФЛ.
Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика — физического лица и уплатить в бюджет НДФЛ с суммы выплачиваемых доходов.
Таким образом, до момента приобретения иностранным гражданином статуса налогового резидента работодатель должен исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с доходов иностранного работника по ставке 30%, а после того, как иностранный гражданин станет налоговым резидентом – по ставке 13%.
Минфин РФ в письме от 25.05.2011 г. № 03-04-06/6-122 указал, что налоговый статус сотрудника компании определяется налоговым агентом самостоятельно на каждую дату получения дохода исходя из фактического времени нахождения сотрудника на территории РФ.
При определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения им дохода, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).
В случае нахождения сотрудника в РФ более 183 дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода, такое лицо будет признаваться налоговым резидентом РФ и его доходы от источников в РФ подлежат обложению по ставке 13%.
Если на дату получения дохода, включая дату увольнения, сотрудник являлся налоговым резидентом РФ, то при его увольнении до окончания налогового периода каких-либо перерасчетов сумм налога, удержанных по ставке 13%, налоговым агентом не производится.
Перечня документов, подтверждающих фактическое нахождение физических лиц на территории РФ, НК РФ не установлено.
По мнению Минфина РФ, документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц на территории РФ, в частности, могут являться справки с места работы, подготовленные на основании сведений из табеля учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, квитанции о проживании в гостинице и другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством РФ, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в РФ (письмо от 16.05.2011 г. № 03-04-06/6-110).
Окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде определяется по итогам налогового периода.
Налоговый статус физического лица, определенный по итогам налогового периода, не может измениться в зависимости от времени нахождения физического лица в РФ в следующем налоговом периоде.
Если по итогам налогового периода (например, 2011 года) физическое лицо не приобрело статус налогового резидента (находилось в РФ менее 183 дней), перерасчет сумм НДФЛ, удержанных налоговым агентом по ставке 30%, не производится.
После того как физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, указанные доходы, в соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ, подлежат налогообложению по ставке 13%.
Если по итогам следующего налогового периода (например, 2012 года) физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, следует произвести перерасчет сумм НДФЛ с начала налогового периода, в котором произошло изменение налогового статуса работника (с 1 января 2012 г.) (письмо Минфина РФ от 16.05.2011 г. № 03-04-05/6-353).
В соответствии с положениями ст. 78 и 231 НК РФ излишне удержанные из дохода налогоплательщика налоговым агентом суммы налога подлежат возврату.
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 231 НК РФ, излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлению налогоплательщиком соответствующего заявления.
С 1 января 2011 года возврат суммы НДФЛ налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента РФ производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента РФ в этом налоговом периоде, в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!