Свежий номер: № 46 (83) – Ноябрь 2021

Продажа основных средств, закрепленных за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения

Статья в журнале: №36 (996) — Сентябрь 2011 , опубликовано 14.09.2011

Поясните, пожалуйста, как поступить, чтобы как можно меньше заплатить налог на прибыль при продаже основных средств, если остаточная стоимость основных 3 500 000 рублей, а решение учредителя продать их по оценке БТИ, которая составила 10 148 000 рублей? Основные средства будут проданы кредитору, чтобы погасить долг. Учредитель – Администрация городского округа. Кроме того, Комитет по управлению имуществом Администрации ГО требует оценить основные средства, которые числятся на счете 01 с 2007 г., согласно данным БТИ. Но стоимость этих ОС намного ниже данных БТИ. На учет ОС приняты согласно постановлению Администрации ГО в хозяйственное ведение. В учетной политике записано, что переоценка ОС не производится.

А правомерно ли мы поступим, если переоценим ОС согласно постановлению КУМИ Администрации ГО? Ведь нужно внести изменения в учетную политику, которые будут действовать с 01.01.2012 г., а значит переоценить нужно на 31.12.2012 г. Как быть, если Администрация ГО настаивает?

Ст. 11 Федерального закона РФ от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что имущество унитарного предприятия формируется, в частности, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок.

Отдельные материальные объекты (вещи) относятся к объектам оценки.

Правила оценочной деятельности установлены Федеральным законом РФ от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 6 указанного закона Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных законом.

При этом проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в том числе при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям.

Данная норма (ст. 8 Закона № 135-ФЗ) не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством РФ допускается с согласия собственника этого имущества.

А как мы выяснили выше, распоряжаться имуществом унитарное предприятие вправе только с согласия собственника имущества.

Следовательно, при продаже основных средств, принадлежащих муниципальному образованию на праве собственности, оценка основных средств является обязательной.

Основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки объектов, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор.

При осуществлении оценочной деятельности обязательно применяется федеральный стандарт оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 г. № 255.

Результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки.

Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности.

При осуществлении оценочной деятельности используются следующие виды стоимости объекта оценки:

– рыночная стоимость;
– инвестиционная стоимость;
– ликвидационная стоимость;
– кадастровая стоимость.

При определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.

Согласно ст. 3 Закона № 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Для целей налогообложения прибыли первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям (п. 2 ст. 257 НК РФ).

При проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств на рыночную стоимость положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемым для целей налогообложения.

Как разъяснил Минфин РФ в письме от 06.03.2008 г. № 03-03-06/1/157, при реализации основного средства в расходах, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций, может быть учтена остаточная стоимость такого основного средства, определенная в соответствии с положениями главы 25 НК РФ (без учета доходов (расходов) в виде переоценки).

Доходы (расходы) в виде переоценки основного средства, произведенной организацией до его реализации, не учитываются в составе доходов (расходов) для целей налогообложения прибыли организаций.

Поскольку для целей налогового учета результаты переоценки не влияют на учет доходов и расходов, в учетной политике для целей налогообложения указывать на возможность проведения переоценки основных средств не обязательно.

В соответствии со ст. 323 НК РФ на дату совершения операции налогоплательщик определяет в соответствии с п. 3 ст. 268 НК РФ прибыль (убыток) от реализации амортизируемого имущества.

Напомним, что при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ.

В связи с вышеизложенным Вы должны будете уплатить налог на прибыль организаций с суммы 6 648 000 руб. (10 148 000 руб. – 3 500 000 руб.).

Для целей бухгалтерского учета в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Поскольку ПБУ 6/01 предусматривает возможность переоценки, то в учетной политике для целей бухгалтерского учета необходимо указать, переоцениваются основные средства или нет.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru