Свежий номер: № 17–18 (54–55) – май 2021

Проценты по долговым обязательствам

Статья в журнале: №3 (863) — Январь 2009 , опубликовано 21.01.2009

(Письмо Минфина РФ от 31.12.2008 г. № 03-03-06/2/186)

Комментируя в № 48 «А-Э» за 2008 год Федеральный закон РФ от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ, который внес изменения, в частности, в главу 25 НК РФ, редакция отмечала, что в качестве очередной антикризисной меры законодатели приостановили действие абзаца четвертого п. 1 ст. 269 НК РФ до 31 декабря 2009 года.

Напомним, что расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком, а также процентов, уплачиваемых в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ, включаются в состав внереализационных расходов (п.п. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ).

При этом указанные расходы определяются по правилам ст. 269 НК РФ.

Чем большую сумму расходов в виде процентов организация может учесть в составе внереализационных расходов, тем меньше будет налогооблагаемая база по налогу на прибыль.

Однако при определении налоговой базы расходы в виде процентов учитываются в предельном размере.

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, учитываемых в составе расходов, принималась равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза, – при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам – по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Именно положение о расчете процентов исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ приостановлено до конца 2009 года.

Взамен данной нормы применяется следующее правило.

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,5 раза, – при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам – по долговым обязательствам в иностранной валюте.

При этом мы обращали внимание, что организации, у которых есть сопоставимые долговые обязательства, выданные в том же квартале (месяце – для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях, проценты, признаваемые в расходах, рассчитывают только исходя из среднего уровня процентов.

Данный вывод следует из буквального прочтения новой нормы, введенной Законом № 224-ФЗ.

Процитировав в своем письме указанное положение, чиновники неожиданно проявили невиданную щедрость и сообщили следующее (цитируем):

«Вместе с тем полагаем, что предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), может приниматься равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,5 раза, – при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам – по долговым обязательствам в иностранной валюте, как при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, так и в случае наличия долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, то есть по выбору налогоплательщика». (конец цитаты)

Позиция Минфина, конечно, выгодна для налогоплательщиков.

Но, чувствуя, что эта позиция, мягко говоря, отличается от нормы закона, Минфин тут же напомнил, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом.

Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Так что прежде чем воспользоваться чиновничьим «подарком», стоит задуматься о последствиях.

Тем более, что смена мнения по одному и тому же вопросу – совсем не редкость для специалистов Минфина, выпускающих «разъясняющие» письма.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru