Свежий номер: № 46 (83) – Ноябрь 2021

Проценты за предоставление коммерческого кредита

Статья в журнале: №4 (1014) — Январь 2012 , опубликовано 01.02.2012
Тематики: НДС

(Письмо Минфина РФ от 29.12.2011 г. № 03-07-11/356)

Денежные средства, полученные продавцом от покупателя за предоставление коммерческого кредита в виде рассрочки оплаты реализуемого имущества, являются денежными средствами, связанными с оплатой этого имущества.

Поэтому указанные суммы должны включаться у продавца в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Такой вывод содержится в комментируемом письме.

Минфин уже не в первый раз обращается к данному вопросу, но мнения своего не изменяет.

Аргументация чиновников следующая.

П.п. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ установлено, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В соответствии со ст. 823 «Коммерческий кредит» ГК РФ договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных средств или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг.

В связи с этим, полагает Минфин, коммерческое кредитование производится не по самостоятельному договору, а в рамках договора по реализации товаров.

Что касается вычета НДС, уплаченного покупателем в составе денежных средств, перечисленных продавцу за предоставление рассрочки оплаты приобретаемого основного средства, то согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В соответствии с п. 19 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914, получателем вышеуказанных средств в книге продаж регистрируются счета-фактуры, выписанные в одном экземпляре (аналогично – в п. 18 Правил ведения книги продаж, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137).

Поэтому у покупателя, перечислившего продавцу денежные средства за предоставление рассрочки оплаты приобретаемого имущества, оснований для вычета сумм НДС, исчисленных продавцом при получении этих денежных средств, не имеется.

Кстати, ФНС РФ также считает, что суммы процентов, выплачиваемые покупателем при приобретении имущества казны за предоставление соответствующим государственным органом, органом местного самоуправления коммерческого кредита в виде отсрочки и рассрочки оплаты данного имущества, являются доходами от реализации этого имущества на определенных соглашением сторон условиях.

В этой связи указанные доходы включаются покупателем налоговым агентом в налоговую базу по НДС.

При погашении стоимости имущества, приобретаемого на условиях коммерческого кредита, налоговый агент должен исчислить сумму НДС в составе каждого платежа расчетным методом (письмо ФНС РФ от 12.05.2010 г. № ШС-37-3/1426@).

Большинство судов категорически опровергают точку зрения чиновников обоих фискальных ведомств.

В соответствии с правовой позицией, высказанной в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 13 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 14 от 08.10.1998 г. договором может быть предусмотрена обязанность покупателя уплачивать проценты на сумму, соответствующую цене товара, начиная со дня передачи товара продавцом (п. 4 ст. 488 ГК РФ).

Указанные проценты, начисляемые (если иное не установлено договором) до дня, когда оплата товара была произведена, являются платой за коммерческий кредит (ст. 823 ГК РФ).

Таким образом, подчеркивает ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 05.08.2008 г. №  А33-3593/08-Ф02-3654/08, указанные проценты не увеличивают цену товара.

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ только поставщик товаров (работ, услуг) обязан увеличить налоговую базу по НДС на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В соответствии с положениями главы 21 НК РФ налогоплательщики не вправе изменять установленный законодательством о налогах и сборах порядок предъявления налога к уплате покупателю.

Таким образом, поставщик не вправе начислять покупателю НДС на сумму процентов за пользование коммерческим кредитом, поскольку она не увеличивает цену товара, а налогоплательщик не вправе предъявлять к вычету указанную сумму налога, уплаченную поставщику в нарушение норм налогового законодательства.

О том, что при реализации товаров налогоплательщик предъявляет покупателю к уплате НДС, начисляемый исключительно на цену реализуемых товаров, говорит и ФАС Северо-Кавказского округа.

Суд исследовал условия коммерческого кредита, начисление процентов и отражение задолженности покупателя в бухгалтерском и налоговом учете и указал, что порядок начисления названных процентов не увеличивает цену товаров.

Покупатель перечисляет поставщику не сумму процентов плюс НДС, а только сумму процентов, указанную в договоре (постановление от 26.09.2011 г. № А32-595/2011).

ФАС Поволжского округа также считает, что исходя из положений ст. 823 ГК РФ, ст. 153 НК РФ предусмотренные договором проценты, начисленные на сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется рассрочка, являются платой за коммерческий кредит, а не за реализацию имущества, в связи с чем не являются доходом от реализации этого имущества, а относятся к внереализационным доходам, не связанным с реализацией, и не являются объектом обложения НДС.

Перечень условий, при наличии которых налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153-158 НК РФ, увеличивается, является исчерпывающим, и не предусматривает увеличение налоговой базы на спорные проценты.

При этом суд отклоняет ссылку налоговиков на письма Минфина, указывая, что в соответствии с письмом Минфина РФ от 07.08.2007 г. № 03-02-07/2-138 «О разъяснении положений статьи 34.2 НК РФ» разъяснения, направляемые Минфином РФ ФНС РФ, не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм (постановление от 15.11.2011 г. № А12-1917/2011).

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru