Работники из стран Евразийского экономического союза. Начисление страховых взносов
(Письмо Минтруда РФ от 13.03.2015 г. № 17-3/ООГ-268)
В № 14 «А-Э» за 2015 г. в материале «Иностранный работник из стран — членов Евразийского экономического союза. Переходный период» редакция рассказывала, как исчислить НДФЛ и страховые взносы в отношении указанной категории граждан.
В комментируемом письме Минтруд РФ привел свою официальную позицию по данному вопросу, не противоречащую позиции редакции.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, в частности, иностранные граждане, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») и работающие по трудовым договорам.
При этом в соответствии с ч. 3 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом № 115-ФЗ), применяется тариф страховых взносов в ФСС РФ 1,8%.
Обязательному медицинскому страхованию иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, на основании ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ не подлежат.
Вместе с тем ст. 1.1 Закона № 255-ФЗ, ст. 2 Закона № 326-ФЗ, ст. 1 Закона № 212-ФЗ определено, что в случаях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные данными законами, применяются правила международного договора РФ.
С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., участниками которого являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения.
Согласно п. 3 ст. 98 Договора социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
При этом п. 5 ст. 96 Договора определено, что социальное обеспечение (социальное страхование) означает в том числе обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.
Таким образом, на основании п. 3 ст. 98 Договора с 1 января 2015 года граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан и со 2 января 2015 года – граждане Республики Армения, временно пребывающие в РФ и работающие в российских организациях по трудовым договорам, являются застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному медицинскому страхованию, и с выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиком страховых взносов в их пользу, уплачиваются страховые взносы в ФСС РФ и ФФОМС по тарифам, применяемым в отношении выплат в пользу граждан РФ: в ФСС РФ – 2,9%, в ФФОМС – 5,1% (ч. 1.1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ).
Соответственно, разъяснил Минтруд, с 1 января 2015 года граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан и со 2 января 2015 года – граждане Республики Армения, временно пребывающие в РФ и работающие в российских организациях по трудовым договорам, имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, социальное пособие на погребение) с первого дня работы на территории РФ.
П. 3 ст. 98 Договора определено, что пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.
Учитывая, что Договор не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств-членов, а также учитывая, что отдельный договор по пенсионному страхованию и обеспечению не принят, в части вопросов пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства.
В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Законом № 115-ФЗ) являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования.
Следовательно, с выплат в их пользу следует уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с положениями Закона № 212-ФЗ.
Таким образом, выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу временно пребывающих на территории РФ граждан Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, подлежат также обложению страховыми взносами в ПФР в общеустановленном законодательством РФ порядке.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!