Наши бесплатные каналы для бухгалтера
  • Изменения в законах
  • Практические решения
  • Разборы бухгалтерских ситуаций
  • Бухгалтерские проводки и примеры
  • Напоминания о сроках отчетности
  • Ошибки, за которые штрафуют — и как их избежать

Расчет пособия по временной нетрудоспособности исходя из МРОТ

(Письмо ФСС РФ от 17.12.2018 г. № 02-11-03/17-02-468ОП)

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» назначение и выплата пособия осуществляется страхователем по месту работы застрахованного лица.

Назначение и выплата пособия осуществляется на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией.

Пособие исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности.

Ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ установлено, что в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, принимается равным МРОТ, установленным федеральным законом на день наступления страхового случая.

Согласно п. 11(1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 г. № 375, в случае, если застрахованное лицо в двух предшествующих календарных годах не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ, размер пособия определяется с учетом этих коэффициентов.

Средний заработок – это средняя сумма выплаченных страхователем в пользу застрахованного лица в расчетном периоде заработной платы, иных выплат и вознаграждений, исходя из которой в соответствии с Законом № 255-ФЗ исчисляется пособие, а для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, – МРОТ, установленный федеральным законом на день наступления страхового случая.

Согласно п. 15 Положения № 375 во всех случаях для исчисления пособия используется средний дневной заработок.

П. 15(3) Положения № 375 установлено, что в случаях, указанных в п. 11(1) Положения № 375, для исчисления пособия средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.

Ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлено, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.

ФСС разъяснил, что из указанных норм следует, что только в случае, если пособие было рассчитано из МРОТ, на исчисленный размер пособия должен быть начислен районный коэффициент, так как в остальных случаях районный коэффициент уже учтен в фактическом заработке расчетного периода.

Таким образом, сравнение среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период, с МРОТ производится через средний дневной заработок.

Для исчисления пособия из этих двух величин необходимо выбрать большую.

Также из данных норм следует, что увеличение рассчитанного из МРОТ среднего дневного заработка на районный коэффициент на этапе его сравнения с фактическим средним заработком застрахованного лица, исчисленным за расчетный период, законодательством РФ не предусмотрено.

Ч. 1 ст. 7 Закона № 255-ФЗ установлено, что пособие выплачивается застрахованному лицу, имеющему страховой стаж:

– 8 и более лет – 100 % от среднего заработка;

– от 5 до 8 лет – 80 %;

– до 5 лет – 60 %.

При этом средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона № 255-ФЗ пособие, выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня за счет средств бюджета Фонда.

ФСС рассмотрел ситуацию, в которой у застрахованного лица, имеющего страховой стаж свыше 8 лет, страховой случай наступил в 2018 году.

Следовательно, расчетный период 2016–2017 годы.

Заработок в расчетном периоде составил 231 292,06 руб. (в 2016 году – 114 749,48 руб., в 2017 году – 116 542,58 руб.).

Среднедневной заработок, рассчитанный из фактического заработка в расчетном периоде, составил 316,84 руб. (231 292,06 руб. / 730 = 316,84 руб.), что выше среднедневного заработка рассчитанного из МРОТ – 311,97 руб. (9 489,00 × 24 / 730 = 311,97 руб.).

В нарушение п. 11(1) и 15(3) Положения № 375 страхователь по листку нетрудоспособности за период с 15.03.2018 г. по 23.03.2018 г. назначил застрахованному лицу пособие из расчета среднедневного заработка, рассчитанного из МРОТ и увеличенного на районный коэффициент.

Так, размер среднедневного заработка рассчитанного из МРОТ и увеличенного на районный коэффициент составил 358,76 руб. (9489,00 × 24 730 × 1,15 = 358,76 руб.), за 9 календарных дней начислено 3 228,84 руб., в том числе, за счет средств страхователя за три дня – 1 076,28 руб., за счет средств Фонда за 6 дней – 2 152,56 руб.

Однако, с учетом вышеизложенных положений нормативных правовых актов РФ, пособие следовало назначить из среднедневного заработка, рассчитанного из фактического заработка в расчетном периоде в размере 316,84 руб., что составляет за 9 календарных дней – 2 851,56 руб., в том числе 950,52 руб. за счет средств страхователя за три дня, 1 901,04 руб. за счет средств Фонда за шесть дней.

Надёжный источник для бухгалтера с 1995 года!
Есть вопрос по бухучету, налогам или кадрам?
Подписчики журнала могут бесплатно задать вопрос аудитору или юристу. Оставьте контакты, и мы расскажем, как получить консультацию.
Распечатать статью
Редакция журнала «Академия бизнеса»

Заказать обратный звонок

Оставьте контакты — мы свяжемся с Вами в рабочее время.