Расходы на адресную почтовую рассылку. Минфин объявил войну

О порядке учета в целях налогообложения прибыли расходов по распространению продукции методом рассылки предложений по продаже

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 18 января 2006 г. № 03-03-02/13

В настоящее время налогоплательщиками все чаще используется новая форма распространения своей продукции методом предварительной рассылки предложений по продаже.

При этом организация направляет по почте потенциальному подписчику (покупателю) фирменный конверт. В конверт вкладываются информация о предлагаемой к приобретению продукции, бланки заказа, конверты для направления в организацию ответа о принятом в отношении предложения решения и отдельные рекламные материалы.

В связи с этим у организаций возникает вопрос о порядке учета подобного рода расходов при исчислении налога на прибыль организаций, поскольку указанные расходы не относятся к расходам на рекламу.

Напомним, что согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 18.07.1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» рекламой признается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Поэтому при изготовлении и (или) приобретении и распространении каталогов товаров с информацией о номенклатуре и цене предлагаемых к продаже товаров, условиях поставок, содержащих бланки заказов и конверты с номером абонентского ящика организации-продавца, распространяемых на безвозмездной основе для конечных потребителей, в случае адресной почтовой рассылки по базе данных потенциальных клиентов для организации, осуществляющей передачу путем адресной почтовой рассылки указанной информации, подобные расходы не относятся к рекламным расходам, поскольку эта информация предназначена для конкретных лиц.

Следовательно, учесть такие расходы при исчислении налога на прибыль организаций как расходы на рекламу на основании п.п. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ нельзя.

Минфин РФ считает, что в данном случае имеет место безвозмездная передача имущества, поэтому расходы, связанные с безвозмездной передачей каталогов и т.п., не учитываются для целей налогообложения прибыли на основании п. 16 ст. 270 НК РФ.

От редакции:

Редакция «А-Э» категорически не согласна с таким выводом Минфина РФ.

Действительно, если производится адресная почтовая рассылка по конкретным адресам потенциальных клиентов, то с учетом вышеприведенного определения понятия «реклама» расходы на такую рассылку не относятся к рекламным расходам.

Однако это не означает, что такие расходы вообще не учитываются для целей налогообложения прибыли.

Ведь согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом необходимо, чтобы данные затраты были экономически обоснованы и документально подтверждены.

Затраты на адресную почтовую рассылку рекламных материалов направлены на установление хозяйственных отношений в рамках деятельности, направленной на получение дохода.

Так как перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией является открытым, то затраты на адресную почтовую рассылку можно учесть как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией на основании п.п. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Отметим еще один спорный момент.

Минфин РФ считает, что распространение рекламных материалов (например, каталогов продукции) является безвозмездной передачей имущества.

Однако целью передачи рекламных материалов потенциальным клиентам является заключение хозяйственных договоров.

То есть нельзя говорить о том, что организация, передавая рекламные материалы, передает их бескорыстно и безвозмездно, с главной целью – подарить их.

К тому же Минфин почему-то решил, что передача рекламных материалов неопределенному кругу лиц не является безвозмездной передачей имущества, а передача тех же рекламных материалов определенному кругу лиц уже признается безвозмездной передачей имущества.

Хотя и в том, и в другом случае организация передает одинаковое имущества, несет одинаковые расходы и преследует одну и ту же цель.

К тому же налоговики не возражают против учета для целей налогообложения прибыли некоторых схожих расходов, например, расходов на изготовление визитных карточек (см. письмо УМНС по г. Москве от 15.10.2003 г. № 26-12/57647).

А ведь визитки тоже передаются сотрудниками организации вполне конкретным лицам (а не неопределенному кругу лиц) и, разумеется, бесплатно.

Таким образом, позиция Минфина РФ является необоснованной.

Кроме того, согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Конечно, налогоплательщикам еще придется спорить с налоговиками, доказывая свою правоту по данному вопросу.

Ведь налоговые органы и ранее пытались возражать против учета таких расходов при исчислении налога на прибыль организаций.

Теперь же, когда свою официальную позицию высказал Минфин РФ, можно ожидать, что налоговики активизируются.

Учитывая, что налогоплательщики могут привести сразу несколько доводов в свою пользу, а у налоговиков только один недостаточно веский аргумент, можно надеяться, что в случае судебного разбирательства суды будут принимать сторону налогоплательщиков.

Распечатать статью