Расходы на покупку топлива. Обойдемся без норм
(Письмо Минфина РФ от 04.09.2007 г. № 03-03-06/1/640)
Минфин в очередной раз утверждает, что при определении обоснованности для целей налогового учета произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщики должны учитывать Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом РФ 29.04.2003 г. (Руководящий документ Р3112194-0366-03).
В подтверждение своих выводов Минфин ссылается на п.п. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Согласно п.п. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта).
При этом не сказано ни слова о том, что такие расходы учитываются только в пределах норм.
В соответствии с п. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ нормируются для целей налогообложения расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ, но не расходы на содержание служебного транспорта, о чем чиновники в своем письме скромно умалчивают.
Кроме того, сами Нормы расхода топлив… не проходили госрегистрацию в Минюсте и не были официально опубликованы.
А в соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (в том числе Минтранса), не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.
Непосредственно в Нормах… сказано, что они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, предпринимателей, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.
То есть, исходя из текста самих Норм, организации, не являющиеся автотранспортными, применять этот документ не обязаны.
Минфин утверждает, что Нормы расхода… необходимы для того, чтобы подтвердить обоснованность затрат на приобретение топлива.
Однако экономическую оправданность, обоснованность расходов на приобретение ГСМ вполне могут подтвердить путевые листы.
Суды в данном вопросе единогласно поддерживают налогоплательщиков, указывая, что при наличии путевых листов, подтверждающих обоснованность расходов на приобретение горюче-смазочных материалов, указанные расходы должны учитываться для целей налогообложения в фактических размерах.
По поводу Норм, утвержденных Минтрансом, суды отмечают, что этот документ не является нормативным актом, имеющим обязательную силу. Он носит рекомендательный характер и не предназначен для регулирования налоговых правоотношений (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 08.02.2005 г. № Ф09-103/05-АК).
Учитывая вышеприведенные аргументы против применения Норм и мнение судов, у фирм есть реальная возможность уменьшать доходы на всю сумму произведенных затрат на покупку ГСМ, даже если они превышают расходы, рассчитанные по нормативам.
Если же перспектива возможных разногласий с инспекцией Вас не устраивает, то придется ориентироваться на Нормы расхода топлив…
В этом случае помните, что к основным нормам применяются всевозможные надбавки (зимние надбавки, надбавки при работе кондиционеров и установок «климат-контроль», надбавки «за возраст» автомобиля и т.п.).
Применение надбавок позволит вполне законно увеличить нормы расхода топлива и, соответственно, учесть в расходах большую сумму затрат на приобретение топлива.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!