Свежий номер: № 17–18 (54–55) – май 2021

Расходы на ремонт арендованного помещения

Статья в журнале: №45 (855) — Ноябрь 2008 , опубликовано 12.11.2008

Торговая организация арендует офис. По договору текущий ремонт за счет арендатора. Решили собственными силами поменять линолеум на полу. Нет ни смет, ни калькуляций, так как работы немного и несложная. Можно ли стоимость линолеума отнести на расходы предприятия (счет 44)? Если можно, то по какой статье: как прочие или как ремонт?

И еще одна ситуация. В арендованном складском помещении мы повредили автоматические ворота. По договору ремонт за счет арендатора. Установили ворота стоимостью 76 тысяч рублей. Что это? Неотделимые улучшения арендованного имущества, то есть амортизируемое имущество? Или расходы в виде ремонта арендованного имущества?

Согласно ст. 616 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Расходы на ремонт арендованного помещения в бухгалтерском учете формируют расходы по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н).

Расходы на аренду, на содержание зданий, сооружений, помещений в организациях, осуществляющих торговую деятельность, могут быть отражены на счете 44 «Расходы на продажу».

Это предусмотрено Инструкцией по применению Плана счетов…

В целях налогообложения прибыли расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Указанное положение применяется также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено (ст. 260 НК РФ).

Таким образом, все расходы, связанные с ремонтом амортизируемых основных средств, арендуемых налогоплательщиком, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Исходя из норм ст. 623 ГК РФ неотделимыми улучшениями арендованного имущества признаются улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества арендодателя.

В соответствии со ст. 256 НК РФ капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, признаются амортизируемым имуществом.

При этом, отметил Минфин РФ в письме от 18.03.2008 г. № 03-03-09/1/195, амортизируются только те неотделимые улучшения в арендованное имущество, которые носят капитальный характер, то есть связаны с реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением имущества.

Если расходы осуществляются с целью текущего поддержания основных средств в рабочем состоянии, то такие затраты единовременно учитываются в составе прочих расходов как расходы на ремонт согласно ст. 260 НК РФ.

По правилам ст. 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

Применительно к Вашей ситуации это означает, что арендодатель передал Вам складское помещение с исправными воротами.

А Вы, в свою очередь, обязаны были поддерживать эти ворота в исправном состоянии.

Поскольку Вы это не обеспечили (повредили ворота), то согласно ст. 616 ГК РФ Вы как арендатор обязаны за свой счет произвести ремонт поврежденного имущества.

То есть практически Вы возмещаете ущерб, причиненный имуществу арендодателя, возвращаете переданное Вам по договору аренды имущество в исправном состоянии (пусть и посредством замены).

Следовательно, замену испорченных ворот нельзя признать улучшением арендованного имущества.

Это – ремонт. А для признания ремонта ремонтом ограничений по стоимости налоговым законодательством не предусмотрено.

В отношении обязательного наличия сметы на проведение ремонта нужно учитывать следующее.

Ст. 252 НК РФ признает расходами обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О большой любви налоговиков к обоснованности затрат всем давно известно.

И хотя глава 25 НК РФ не содержит упоминания о смете на ремонт, на наш взгляд, лучше ее составить. В любой удобной для Вас форме. Исключительно ради собственного спокойствия.

Настаивать лучше в большом. А в малом можно и согласиться.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru