Свежий номер: № 23 (60) – Июнь 2021

Расходы при применении УСН

Статья в журнале: №34 (644) — Август 2004 , опубликовано 01.09.2004
Тематики: УСН

Наше предприятие находится на УСН, объект налогообложения – доходы за вычетом расходов.

1. Как поступить с ОС (компьютер), купленным во время применения УСН, стоимостью более 10 000 руб., – списать на расходы сразу после ввода в эксплуатацию либо начислять амортизацию в течение 3-5 лет? Амортизация по ОС и НМА в состав расходов по УСН не включена.

2. Какими проводками отразить покупку и установку программы «1С: Предприятие» и других аналогичных программ стоимостью не более 10 000 руб.? Есть ли разница для упрощенной и обычной системы налогообложения?

(ООО, г. Заречный)

1. Ст. 346.16 НК РФ установлено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на приобретение основных средств.

В отношении основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения, расходы на приобретение основных средств принимаются в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию.

2. В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденным приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н, к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Таким образом, компьютерные программы не могут быть отнесены к основным средствам, и, соответственно, стоимостной критерий в данном случае не применяется.

До 2001 г. компьютерные программы учитывались в составе нематериальных активов.

С 2001 года введено в действие ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов», утвержденное приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. № 91н.

Согласно п. 2 ПБУ 14/2000, данное ПБУ не применяется в отношении программ для ЭВМ и баз данных.

Следовательно, программное обеспечение, приобретаемое Вашей организацией, не учитывается и в составе нематериальных активов.

К нематериальным активам может быть отнесено только исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных.

П. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н, установлено, что затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся.

Кроме того, согласно п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н, расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов».

Таким образом, расходы на приобретение компьютерных программ включаются в расходы в течение периода, к которому они относятся, то есть в течение предполагаемого срока использования программы.

Срок использования следует установить приказом по организации.

Отражение в бухгалтерском учете:

ДЕБЕТ 97    КРЕДИТ 60

– расходы на приобретение программы отнесены в состав расходов будущих периодов.

Обратите внимание!

Стоимость программы Вы учитываете вместе с НДС, так как, применяя упрощенную систему налогообложения, Вы не являетесь плательщиком НДС и, следовательно, не имеете права принимать к вычету сумму входного НДС.

При применении общей системы налогообложения Вы сделали бы следующую проводку: Дебет 19 Кредит 60.

ДЕБЕТ 60    КРЕДИТ 51

– оплачен счет поставщику

Ежемесячно в течение установленного приказом срока использования программы часть стоимости программы списывается в дебет счетов 26, 44…

ДЕБЕТ 26, 44…   КРЕДИТ 97.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru