Свежий номер: № 17–18 (54–55) – май 2021

Растет зарплата. Повышать ли средний заработок?

Статья в журнале: №37 (847) — Сентябрь 2008 , опубликовано 17.09.2008

В соответствии с п. 16 постановления Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 922 при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников подлежит корректировке.

В нашей организации нет филиалов, нет структурных подразделений и должностные оклады повышаются не всем работникам организации одновременно, а в порядке очередности отдельным категориям работников. Поэтому мы не производим корректировку среднего заработка при уходе работника в очередной отпуск.

Существует письмо Минздравсоцразвития РФ от 13.10.2006 г. № 5659-17, в котором указано, что корректировку среднего заработка следует производить только в отношении служащих, продолжающих служебную деятельность без изменения должности. На служащих, переназначенных на новые должности, действие п. 15, 16 Постановления № 213 не распространяется и их средний заработок корректировке не подлежит.

На основании данного письма некоторые комментаторы (фамилия и названия не приводятся по этическим соображениям – прим. ред.) сделали вывод, что Минздравсоцразвития РФ официально подтвердило, что применять корректирующие коэффициенты необходимо и в случаях, когда заработная плата была повышена не всем работникам организации.

В связи с возникшим противоречием просим Вас дать разъяснения относительно того, каким нормативно-правовым актом следует руководствоваться при применении п. 16 Положения № 922, а также должны ли мы производить корректировку среднего заработка работникам, уходящим в очередной отпуск, в случае, если повышение окладов было произведено не всем работникам организации, а только отдельным сотрудникам.

Вот что сказано по данному вопросу в п. 16 действующего ныне Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденном постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 922 (цитируем): «При повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается в следующем порядке:

– если повышение произошло в расчетный период, – выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода;

– если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, – повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период;

– если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, – часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода.

При повышении среднего заработка учитываются тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в фиксированном размере (проценты, кратность), за исключением выплат, установленных к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность).

При повышении среднего заработка выплаты, учитываемые при определении среднего заработка, установленные в абсолютных размерах, не повышаются». (конец цитаты)

Как видим, п. 16 Положения предписывает повышать средний заработок работников в тех случаях, когда повышение зарплаты происходит в организации (либо ее филиале или структурном подразделении).

Положение не предписывает повышать средний заработок в иных случаях, в том числе в ситуации, когда была повышена зарплата только отдельным работникам или отдельным категориям работников.

Следовательно, в случаях, когда повышается заработная плата отдельных работников и не происходит повышения зарплат в организации (либо ее филиале или структурном подразделении), повышать (индексировать) средний заработок таким работникам не следует.

Приведем еще аргументы в пользу этой позиции, следующей из буквального прочтения нормы п. 16 Положения № 922.

Во-первых, эту точку зрения в неофициальных публикациях разделяют чиновники Роструда и Минздравсоцразвития РФ.

Во-вторых, формулировка, аналогичная той, что ныне содержится в п. 16 Положения № 922, ранее была приведена в п.15 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 г. № 213.

Цитируем: «При повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок (должностных окладов, денежного вознаграждения) средний заработок работников повышается в следующем порядке…».

То есть в этой части новое Положение № 922 практически копирует прежнее Положение № 213, и все относящиеся к данной норме разъяснения могут с равным успехом применяться к обоим документам.

В письме от 29.06.2007 г. № 2228-6-1 Роструд указывал, что п. 15 Положения № 213 предусматривает корректировку среднего заработка при повышении в организации или ее отдельных подразделениях тарифных ставок, должностных окладов всех работников.

Таким образом, и в официальных разъяснениях чиновники поддерживают те выводы, которые мы сделали из буквального прочтения норм о повышении среднего заработка.

Теперь о письме Минздравсоцразвития от 13 октября 2006 г. № 5659-17.

Оно также поясняет порядок применения п. 15 старого Поло­жения № 213, а кроме того – п. 16 Положения № 213, в котором шла речь о порядке повышения среднего заработка служащих при повышении размеров надбавок за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) и за особые условия государственной службы.

Говорится в этом письме следующее.

«Указом Президента РФ от 25.07.2006 г. № 763 повышены размеры месячных должностных окладов и оклады за классный чин федеральных государственных гражданских служащих.

До вступления в силу постановления Правительства РФ «О порядке исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» следует руководствоваться п. 15 и 16 Положения № 213, но только в отношении гражданских служащих, продолжающих служебную деятельность без изменения наименования должности. На гражданских служащих, переназначенных на новые должности гражданской службы, действие п. 15 и 16 указанного Положения не распространяется».

Из буквального прочтения текста данного письма можно сделать следующие выводы.

Минздравсоцразвития пояснило, что до тех пор, пока не вступил в силу специальный документ, в соответствии с которым производится расчет денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, повышение окладов госслужащим должно учитываться при расчете им среднего заработка так:

– если у госслужащего оклад повысился без изменения наименования должности, то его средний заработок будет повышаться в соответствии с п. 15 и 16 Положения № 213;

– если у госслужащего оклад повысился в связи с назначением его на новую должность, то п. 15 и 16 Положения № 213 не применяются, то есть при расчете среднего заработка повышение не производится.

Делая из указанного письма Минздравсоцразвития более далеко идущие выводы (о том, что чиновники на самом-то деле подтвердили, что средний заработок повышается не только при повышении окладов в целом по организации (ее структурным подразделениям), но и при повышении зарплаты отдельным работникам), названные в Вашем вопросе «комментаторы» принимают желаемое за действительное.

И вот почему.

Во-первых, мы не знаем, какую конкретную ситуацию рассматривало Минздравсоцразвития в своем письме.

А от этого зависит очень многое. Так, например, оклады, как правило, повышаются одновременно абсолютно всем госслужащим определенного ведомства, а не конкретно Иванову, Петрову и Сидорову или всем старшим специалистам I разряда.

Хотя бы поэтому Минздравсоцразвития могло так уверенно говорить о применении п. 15 и 16 Положения № 213 (то есть о том, что средний заработок следует индексировать), сделав исключение только для тех, кто получил повышенный оклад в связи с назначением на другую должность.

Во-вторых, свое разъяснение Минздравсоцразвития давало исключительно в отношении федеральных гражданских служащих, а не работников организаций, учреждений и прочих фирм. А у госслужащих, как известно, свои правила начисления зарплат.

В-третьих. А где, собственно, в письме Минздравсоцразвития содержится сделанный указанным Вами автором вывод?

Выше мы специально привели текст указанного письма, чтобы выяснить, о чем именно говорят чиновники. Ничего кроме этого они не сказали. Домысливать за них и пытаться уловить в данном послании некий тайный смысл – неблагодарное занятие.

В конце концов, при любых сомнениях и множественном толковании одной и той же нормы единственно верное решение – обратиться к первоисточнику.

А в первоисточнике написано, что средний заработок работников повышается при повышении тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения в организации (филиале, структурном подразделении).

Из чего следует, что если повышается заработная плата отдельных работников и не происходит повышения зарплат в целом в организации (либо ее филиале или структурном подразделении), повышать (индексировать) средний заработок таким работникам не следует.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru