Свежий номер: № 42 (79) – Октябрь 2021

Разбираемся в категориях

Статья в журнале: №17-18 (927) — Апрель 2010 , опубликовано 05.05.2010

Организация имеет автомобиль ГАЗ-2752. К какой категории для целей исчисления транспортного налога он относится? Налоговый инспектор говорит, что это грузовой автомобиль. Мы не согласны.

Согласно п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки по транспорт­ному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств (ст. 362 НК РФ).
ФНС РФ в письме от 16.07.2007 г. № 18-0-09/0204 также указала, что определение категорий транспортных средств осуществляется на основании сведений, представляемых соответствующими регистрирующими органами.
В форме Т «Сведения о факте регистрации транспортного средства и о его владельце», утвержденной приказом ФНС РФ от 17.09.2007 г. № ММ-3-09/536@, предусмотрены показатели:
– тип транспортного средства;
– назначение транспортного средства;
– категория транспортного средства.
Установленное главой 28 НК РФ распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 г.
Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как легковые и грузовые автомобили, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров.
В п. 3 ст. 15 Федерального закона РФ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указано, что допуск транспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Документом, действующим на территории Российской Феде­рации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства, подтверждающий в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта РФ от 01.04.1998 г. № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»).
П. 7 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД РФ от 24.11.2008 г. № 1001, относит к регистрационным документам свидетельства о регистрации транспортных средств, а также выданные до введения свидетельств о регистрации транспортных средств технические паспорта (технические талоны) транспортных средств, если не произведена их замена в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД РФ.
В приказе № 1001 приведена форма Свидетельства о регистрации транспортного средства, в которой также указывается тип транспортного средства, категория транспортного средства (ABCD, прицеп).
Следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства (или в Свидетельстве о регистрации ТС), должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ № 192, Минэкономразвития РФ № 134 от 23.06.2005 г., в строке 4 «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией.
При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.
Так, например, согласно приложению 3 к Положению к транспортным средствам категории B (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые).
Ранее Минфин РФ, процитировав данную норму, виртуозно уходил от прямого ответа, заявляя, что категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства
(письмо от 17.01.2008 г. № 03-05-04-01/1).
Однако по прошествии времени чиновники все же решились признать, что указание в паспорте транспортного средства категории В не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству (письмо Минфина РФ от 19.03.2010 г. № 03-05-05-04/05).
Но потом опять состорожничали, указав привычно, что категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства.
Но самое главное в последнем письме Минфина РФ – это то, что финансовое ведомство признало необходимым учитывать судебную практику.
А уж в судебной практике недостатка нет.
Посмотрим, как арбитражные суды смотрят на данную проблему.
При определении ставки транспортного налога некоторые суды считают главным исходить из типа транспортного средства.
Так ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 19.01.2009 г. № А29-2848/2008 указал, что в соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 2.2.2 раздела 2.2 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения.
Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), в частности, «1» – легковой автомобиль, «3» – грузовой бортовой автомобиль или пикап, «7» – фургон, «9» – специальное автотранспортное средство.
Из приведенных норм следует, что при выборе налоговой ставки, по которой следует исчислять названный налог для конкретного транспортного средства, налогоплательщик (собственник) должен руководствоваться типом (видом) объекта налогообложения, сведения о котором указаны в его паспорте.
ФАС Восточно-Сибирского округа считает, что суд должен руководствоваться всей совокупностью имеющихся документов и представленных доказательств, а не только указанной в ПТС категорией (постановление от 12.03.2009 г. № А58-3798/08-Ф02-869/09).
ФАС Западно-Сибирского округа рассматривал ситуацию, в которой налогоплательщик использовал автомобиль модели ГАЗ-2752 для перевозки пассажиров.
Налогоплательщик прилагал к заявлению путевые листы.
Однако суд довод налогоплательщика со ссылкой на путевые листы отклонил, указав, что возможность использования транспортных средств в определенных целях (для перевозки пассажиров) как доказательство их принадлежности к легковому автотранспорту не имеет правового значения, поскольку при определении транспортных средств к тому или иному виду объекта обложения транспортным налогом в силу ст. 358 НК РФ не учитываются цели, для которых они могут использоваться.
Суд исходил из необходимости определения категории транспортного средства в целях налогообложения, исходя из типа и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства, и оценив сведения, содержащиеся в паспорте спорного транспортного средства, пришел к выводу, что автомобиль марки ГАЗ-2752 относится к категории «В» – механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов при максимальной массе до 3,5 т (постановление от 18.05.2009 г. № Ф04-2807/2009(61116111-А03-15)).
ФАС Уральского округа раньше при вынесении решений по данному вопросу руководствовался Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 29.12.1994 г. № 359, и учитывал фактическое использование автомобилей.
Однако в постановлении от 18.09.2007 г. № 5336/07 Президиум ВАС РФ указал, что указанный Классификатор предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств.
Определения и термины, используемые в нем, соответствуют значениям, применяемым в отраслях промышленности, и несопоставимы с наименованиями объектов обложения транспортным налогом, приведенными в п. 1 ст. 361 НК РФ.
Кроме того, Президиум ВАС РФ считает, что определение типа и категории транспортного средства не зависит от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем разме­щено.
Поэтому в последнее время позиция ФАС Уральского округа изменилась.
Суд принимает во внимание, как определяют органы ГИБДД при государственной регистрации спорных транспортных средств тип и категорию автомобиля с учетом технических показателей, конструкторских особенностей и характеристик, существовавших на момент регистрации, что подтверждается паспортами транспортных средств.
Например, отнесение транспортных средств – автомобилей марки ГАЗ 2705, 33021, УАЗ-3909 к категории грузовых подтверждается письмами предприятия-изготовителя, согласно которым автомобили марки ГАЗ-2705, 33021, УАЗ-3909 являются грузовым и при сертификации относятся к категории № 1 – механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (постановление от 20.05.2009 г. № Ф09-3129/09-С3).
В другом случае ФАС Уральского округа признал автомобиль ГАЗ-2752 легковым, поскольку согласно ПТС данный автомобиль классифицируется как легковой и относится к категории «В» по типу транспортного средства «фургон» (постановление от 14.05.2009 г. № Ф09-2987/09-С3).
Учитывая последние тенденции в арбитражной практике, для того, чтобы определиться, как Вам исчислять транспортный налог, нужно внимательно изучить ПТС.
Если при категории «В» тип транспортного указан как грузовой фургон, то транспортный налог применяется к грузовым автомобилям.
А если при этой же категории тип автомобиля будет определен как фургон, но без указания слова «грузовой», то автомобиль можно отнести к легковым.
Кстати, редакции стало известно, что налоговики больше не будут самостоятельно определять категории автомобилей, а будут исходить исключительно из указаний, содержащихся в ПТС.
Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru