Раздвоение бизнеса или Вредные советы от Минфина
Письмо Минфина от 01.12.2006 г. № 03-11-04/3/521, содержащее очень спорные выводы, будет интересно не только автосервисам, которых оно касается напрямую, но также и всем другим фирмам, оказывающим услуги или выполняющим работы с использованием своих расходных материалов, стоимость которых возмещают заказчики – физические лица.
Дело в том, что чиновники определили ряд признаков, по которым, по их мнению, можно увидеть, что фирма не только выполняет работы (оказывает услуги), но и ведет розничную торговлю расходными материалами, в отношении которой она должна дополнительно уплачивать ЕНВД.
В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход переводится предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, а также деятельность в сфере розничной торговли.
Минфин РФ указал, что если отпуск запчастей и расходных материалов для ремонта автомобилей осуществляется с торговой наценкой и выделяется в заказах-нарядах отдельной строкой, то фирма может быть переведена на уплату ЕНВД сразу по двум видам деятельности: в отношении оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, а также по розничной торговле запасными частями и материалами, отпущенными с торговой наценкой для проведения ремонта автотранспортных средств и выделенными в актах выполненных работ (заказ-нарядах на ремонт) отдельной строкой.
В подтверждение своей правоты чиновники ссылаются на Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденную приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н, согласно которой запасные части и материалы, стоимость которых не включается в себестоимость услуги по проведению ремонта автотранспортных средств, следует учитывать не на счете 10 «Материалы», а на счете 41 «Товары».
Посмотрим, так ли справедливо утверждение чиновников.
Начнем с того, что все автосервисы должны соблюдать Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 г. № 290.
Согласно п. 15 Правил договор на ремонтные работы (техобслуживание автомобиля) между исполнителем (автосервисом) и заказчиком (автовладельцем) заключается в письменной форме.
Письменная форма договора считается соблюденной при оформлении заказа-наряда, квитанции или иного документа, содержащего все обязательные сведения, перечень которых приведен в том же п. 15 Правил.
В частности, в договоре (заказе-наряде, квитанции и т.п.) должен быть указан не только перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), но и перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество.
То есть автосервисы выделяют стоимость запчастей и расходных материалов отдельной строкой не от хорошей жизни, а только с целью соблюдения Правил.
Вариативность в данном вопросе Правилами не предусмотрена: если автосервис устанавливает в процессе ремонта или техобслуживания свои запчасти или использует свои расходные материалы, то он обязан обозначить их наименования, стоимость и количество.
Как можно это сделать, не используя отдельную строку, видимо, одному Минфину известно.
Следовательно, один из предложенных Минфином признаков «розничной торговли» автозапчастями (выделение стоимости израсходованных запчастей и материалов отдельной строкой) явно несостоятелен, так как все автосервисы должны выделять стоимость запчастей и материалов отдельной строкой.
Кстати, в форме наряда-заказа № БО-14, которую сам же Минфин РФ разработал и утвердил письмом от 11.04.1997 г. № 16-00-27-15, стоимость запчастей и материалов, оплачиваемых заказчиком, выделена не то что отдельной строкой, а даже выведена на оборотную сторону формы (а стоимость самих работ и услуг по ремонту автотранспорта при этом указывается в форме БО-14 на лицевой стороне).
Минфин в качестве второго признака розничной торговли обозначил факт отпуска запчастей и материалов, использованных при ремонте автомобилей по цене, превышающей закупочную цену этих запчастей и материалов.
С экономической точки зрения такое увеличение цены запчастей и материалов вполне оправдано, ведь цель деятельности автосервиса – получение прибыли, что достигается увеличением «себестоимости» как самих работ, услуг, так и всех расходных материалов.
Более того, очевидно, что запчасти и материалы обходятся автосервису дороже, чем их стоимость, учтенная на счете 10 «Материалы».
Это происходит потому, что стоимость запчастей и материалов, учтенная на счете 10, включает закупочную цену этих запчастей и материалов, а также некоторые затраты, которые непосредственно связаны с их приобретением (например, расходы на транспортировку, на оплату услуг посредников и т.п.).
В то же время на счете 10 не учитываются многие другие расходы автосервиса, которые экономически связаны с этими запчастями. К ним, например, относятся затраты на аренду и содержание помещения склада, зарплата кладовщика, бухгалтера (в части времени, которое он тратит на учет запчастей), риск порчи или утраты запчастей, а также «замораживания» денег в запчастях в случае их невостребованности.
К тому же если автосервис будет продавать запчасти по той цене, по которой он сам их приобрел, то при повышении поставщиками цен на запчасти автосервис будет оказываться в ситуации, когда денег, вырученных за какую-либо деталь, будет недостаточно для приобретения точно такой же новой детали у поставщика.
Это может привести к нехватке собственных оборотных средств, потребности в кредитовании и вытекающим отсюда дополнительным затратам.
Наконец, в этом случае деньги автосервиса, вложенные в запчасти, элементарно обесцениваются в результате инфляции, и эти потери ему нужно каким-то образом компенсировать.
Таким образом, автосервис просто не может продавать запчасти и материалы по закупочной цене.
Поэтому нельзя так однозначно утверждать, что если отпускная цена запчастей и материалов превышает их закупочную стоимость, то автосервис осуществляет розничную торговлю.
Существуют не только экономические, но и юридические доводы в пользу того, что автосервис, устанавливая свои запчасти и взимая плату за них с автовладельцев, не торгует в розницу, а только осуществляет ремонтные (сервисные) работы.
С точки зрения гражданского законодательства работы, выполняемые автосервисом, являются работами по договору подряда, а точнее – по договору бытового подряда.
Согласно п. 1 ст. 730 Гражданского кодекса РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.
В соответствии с п. 1 ст. 704 ГК РФ работа, обусловленная договором подряда (в нашем случае это работы по ремонту и техобслуживанию автомобилей), выполняется иждивением подрядчика, то есть из его материалов, его силами и средствами (если иное не предусмотрено договором подряда).
П. 16 Правил также предусмотрено, что исполнитель (то есть автосервис) обязан оказать услугу (выполнить работу) с использованием собственных запасных частей и материалов, если иное не предусмотрено договором.
Согласно ст. 709 ГК РФ цена работы по договору подряда включает не только причитающееся подрядчику вознаграждение, но и компенсацию его издержек.
Как видим, ГК РФ говорит о компенсации издержек подрядчика (в нашем случае – автосервиса), то есть о возмещении ему затрат, которые он произвел.
Выше мы уже выяснили, что неверно было бы считать издержки автосервиса на предоставление заказчикам запчастей равными стоимости запчастей, учтенной на счете 10 «Материалы».
Однако чрезмерное удорожание запчастей (большие размеры наценки) вряд ли можно назвать всего лишь компенсацией издержек подрядчика, поэтому Минфин и обращает внимание на торговую наценку.
Хотя с другой стороны, из содержания п.п. «г» п. 4 и п. 23 Правил можно сделать вывод, что автосервису предоставлено право самостоятельно определять цены на используемые при ремонте и техобслуживании запасные части и материалы и устанавливать их в договоре.
Такая цена с учетом положений п. 2 ст. 709 ГК РФ будет являться компенсацией издержек подрядчика и считаться оплатой за выполненные автосервисом работы, то есть не будет являться доходом от другой, самостоятельной деятельности – розничной торговли.
К тому же заказчика вовсе не интересует приобретение деталей или расходных материалов само по себе; ему нужен комплекс работ.
И именно выполнение работ (в стоимость которых, в том числе, входит согласованная в договоре стоимость запчастей и материалов) он оплачивает, а автосервис, соответственно, эти работы исполняет.
Таким образом, взаимоотношения между автосервисами и их клиентами полностью, в том числе в части использования автосервисом в процессе ремонта и техобслуживания собственных запчастей, регулируются договором бытового подряда.
А в соответствии со ст. 346.27 НК РФ под розничной торговлей понимается деятельность, связанная с торговлей товарами на основе договоров розничной купли-продажи.
Поскольку автосервис передает клиенту запчасти и расходные материалы в рамках договора бытового подряда, а не договора розничной купли-продажи, то выводы Минфина о том, что автосервисы должны уплачивать ЕНВД в отношении деятельности по розничной торговле, абсолютно неправомерны.
Судебной практики по данному вопросу еще очень мало, но нам удалось найти решение по аналогичному вопросу в пользу налогоплательщика (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.05.2005 г. № Ф04-3233/2005(11616-А67-29)).
Есть также судебное решение, касающееся случая оказания фирмой услуг по ремонту, но не автомобилей, а бытовой техники.
Суд решил, что реализация сервисным центром технической детали (тарелки для микроволновой печи) является вовсе не куплей-продажей товаров (как посчитали налоговики при проверке), а оказанием услуг по ремонту (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.06.2004 г. № Ф03-А73/04-2/1053).
Теперь рассмотрим последний довод чиновников – их ссылку на бухучет и Инструкцию по применению Плана счетов.
Во-первых, порядок ведения бухгалтерского учета тех или иных операций не может повлиять на порядок налогообложения этих операций. Так, в главе 26.3 НК РФ нет ни слова про бухгалтерский учет.
Во-вторых, сами по себе выводы Минфина РФ насчет учета отпускаемых с наценкой запчастей и расходных материалов, выделяемых в заказе-наряде (или акте выполненных работ) отдельной строкой, на счете 41 «Товары», а не на счете 10 «Материалы», представляются нам весьма и весьма сомнительными.
Напомним, согласно Инструкции по применению Плана счетов изделия, приобретенные для комплектации, стоимость которых не включается в себестоимость продукции, учитываются на счете 41 «Товары» (см. Инструкцию к счету 10 «Материалы»).
Однако из приведенного выше п. 2 ст. 709 ГК РФ следует, что стоимость работ по договору бытового подряда (то есть, в том числе, работ по ремонту и техобслуживанию автомобилей) складывается из вознаграждения подрядчика (автосервиса) и компенсации подрядчику издержек (в рассматриваемом случае – стоимости запчастей и расходных материалов).
То есть стоимость запчастей и расходных материалов в конечном итоге входит в стоимость работ по ремонту и техобслуживанию автомобилей.
Поэтому запчасти и расходные материалы должны учитываться на счете 10 «Материалы», а не на счете 41 «Товары».
Резюмируя все вышесказанное, делаем вывод: автосервисы не должны уплачивать ЕНВД сразу по двум видам деятельности (в отношении деятельности по оказанию услуг по ремонту и техобслуживанию автомобилей и в отношении розничной торговли), если они отпускают необходимые для ремонта и техобслуживания запчасти и расходные материалы с наценкой и выделяют их стоимость отдельной строкой.
Платить ЕНВД при осуществлении такой деятельности они должны только в отношении услуг по ремонту и техобслуживанию.
Исключение составляют те случаи, когда отпуск запчастей и материалов осуществляется не в связи с выполнением работ по ремонту и техобслуживанию автомобилей, а сам по себе, то есть когда запчасти и материалы действительно просто продаются.
Доводы Минфина не выдерживают никакой критики ни с экономической, ни с юридической точки зрения.
Но налоговики при проверках наверняка будут действовать так, как советует Минфин, тем более, что это в интересах бюджета.
Поэтому не исключено, что если вышеизложенные аргументы в пользу налогоплательщика проверяющих не убедят, то вопрос придется решать в судебном порядке.
Судебной практики по этому вопросу пока маловато.
Чтобы не привлекать лишнее внимание налоговиков и не доводить дело до суда, автосервис может поступить так.
Запчасти и расходные материалы можно отпускать с минимальной наценкой или вовсе без нее, а уменьшение прибыли компенсировать большей стоимостью самих работ (услуг) по ремонту и техобслуживанию.
Фирмам, которые не являются автосервисами, но также выполняют работы (оказывают услуги) с использованием своих расходных материалов, стоимость которых возмещают заказчики, также стоит взять на вооружение вышеприведенные доводы в пользу налогоплательщиков, и, по возможности, постараться не привлекать внимание налоговиков выделением стоимости расходных материалов в общей цене договора и большими наценками на стоимость этих материалов.
Ведь сегодня Минфин обратил свой взор на автосервисы, а завтра решит, что швейные ателье торгуют нитками и фурнитурой, фирмы, занимающиеся установкой окон и дверей, продают окна и двери, а сервисные центры по ремонту бытовой техники осуществляют розничную торговлю необходимыми для ремонта деталями.

