Революция в начислении «больничных». Непрерывный стаж уходит в прошлое

По жалобе гражданина Корнилова Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав положениями Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года № 508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности», Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2006 г. № 16-О

С 2007 года расчет пособия по временной нетрудоспособности будет производиться для всех застрахованных лиц вне зависимости от непрерывного трудового стажа.

Такое сенсационное для российской действительности решение принял Конституционный Суд РФ.

Напомним историю вопроса.

Согласно пунктам 25-27 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденных постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 г. № 191, пособие по временной нетрудоспособности, кроме случаев трудового увечья или профессионального заболевания, выдается:

а) в размере 100 процентов заработка:

рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж 8 и более лет;

б) в размере 80 процентов заработка:

– рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж от 5 до 8 лет;

– рабочим и служащим из числа круглых сирот, не достигшим 21 года, имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет;

в) в размере 60 процентов заработка:

рабочим и служащим, имеющим непрерывный трудовой стаж до 5 лет.

Непрерывный трудовой стаж при определении размера пособия исчисляется ко дню наступления нетрудоспособности в соответствии с Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1973 г. № 252.

Аналогичные положения содержатся в п. 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 г. № 13-6.

П. 1 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию установлено, что при назначении рабочим и служащим пособий по государственному социальному страхованию непрерывный трудовой стаж определяется по продолжительности последней непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации. В случаях, предусмотренных настоящими Правилами, в непрерывный трудовой стаж засчитывается также время предыдущей работы или иной деятельности.

При этом во внимание принимаются продолжительность перерывов в работе и причины расторжения трудового договора. Так, по общему правилу, при переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца; в случае же увольнения после 1 сентября 1983 года по собственному желанию без уважительных причин он сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил трех недель.

Конституционный Суд РФ правомерно отметил, что в условиях социалистической системы хозяйствования приведенные нормы преследовали цель способствовать решению задач формирования стабильных трудовых коллективов, сокращения текучести кадров, укрепления трудовой дисциплины.

Сохранение такого правового регулирования, которое связывает определенные негативные последствия с реализацией работником права на прекращение трудового договора по своей инициативе, является, по сути, нарушением закрепленных Конституцией РФ в числе основных прав и свобод человека и гражданина свободы труда, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и противоречит целям и содержанию трудового договора как договора двухстороннего, в котором реализуются перечисленные конституционные права.

Применение подобного правового регулирования не согласуется с принципами обязательного страхования работающих граждан на случай временной нетрудоспособности, поскольку страховое обеспечение, призванное возместить работнику временно утраченный заработок, по существу, ставится в зависимость от наличия и длительности перерывов в работе.

Оно существенно снижает объем страхового обеспечения по сравнению с тем, который предоставляется при наступлении временной нетрудоспособности работникам с таким же средним заработком и трудовым (страховым) стажем при иных обстоятельствах трудовой деятельности.

Кроме того, размер страхового обеспечения, поставленный в зависимость от продолжительности непрерывного трудового стажа, объективно оказывается ниже у начинающих трудовую деятельность работников, при том что они могут подвергаться заболеваниям, не менее тяжелым и длительным, чем лица, имеющие такой непрерывный трудовой стаж, который дает право на получение пособия по временной нетрудоспособности в максимальном размере, и что на время болезни они в той же мере нуждаются в страховом обеспечении в виде возмещения утраченного заработка.

Следовательно, отметил Конституционный Суд РФ, нормативные положения, содержащиеся в вышеперечисленных нормативных документах, не подлежат применению судами, другими органами и должностными лицами как противоречащие Конституции РФ.

Федеральному законодателю, считает Суд, надлежит определить условия и порядок обеспечения застрахованных работников пособиями по временной нетрудоспособности в федеральном законе. При этом, будучи свободным в выборе критериев предоставления страхового обеспечения в случае болезни, он в то же время обязан осуществить необходимое правовое регулирование с учетом конституционных принципов правовой справедливости и равенства.

Понятно, что признать утратившими силу вышеуказанные нормативные положения сейчас невозможно, так как расходная часть бюджета ФСС РФ на 2006 год сформирована, то есть у ФСС РФ просто не хватит денег на выплату пособий по новым правилам.

Поэтому Конституционный Суд РФ признал положения п. 1 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, пунктов 25-27 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и п. 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию в части, увязывающей право на получение пособия по временной нетрудоспособности и его размер с длительностью непрерывного трудового стажа, утратившими силу с 1 января 2007 года.

Но при этом поручил федеральному законодателю обеспечить введение нового правового регулирования социального обеспечения в случае болезни в срок не позднее 1 января 2007 года.

То есть нам следует ждать появления в 2006 году нового федерального закона о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности.

Распечатать статью