Свежий номер: № 17–18 (54–55) – май 2021

Смена объекта налогообложения при УСН. Арбитражная практика

Статья в журнале: №26 (636) — Июль 2004 , опубликовано 07.07.2004

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее – Президиум ВАС РФ) вынес два постановления от 20.04.2004 г. № 516/04 и № 196/04.

Указанные постановления особо интересны для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Высшим арбитражным судом были оставлены без удовлетворения заявления ИМНС России о пересмотре в порядке надзора решений и постановлений арбитражных судов, которые признали правомерной подачу заявления налогоплательщиков об изменении ранее выбранного объекта налогообложения при применении упрощенной системы за пределами срока, установленного ст. 346.13 НК РФ.

Указанной статьей предусмотрено, что налогоплательщик в случае изменения ранее выбранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году применения упрощенной системы налогообложения впервые.

В ситуации, рассмотренной арбитражными судами, налогоплательщики — индивидуальные предприниматели были вынуждены нарушить указанный срок подачи заявления об изменении выбранного объекта налогообложения в связи с принятием Федерального закона РФ от 31.12.2002 г. № 191-ФЗ.

Напомним, что данным законом были внесены изменения и дополнения в ст. 346.16 НК РФ, согласно которым в расходы, уменьшающие размер налоговой базы по единому налогу, включаются суммы налогов и сборов, а также расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.

Поскольку налогоплательщики занимаются торгово-закупочной деятельностью, и в составе их затрат затраты на приобретение товара составляют значительную долю, арбитражные суды пришли к выводу, что запрет налогового органа в уточнении объекта налогообложения в данном случае ставит заявителей в менее выгодные условия и тем самым устанавливает дискриминационные ограничения в осуществлении деятельности в сфере торговли по сравнению с вновь зарегистрированными налогоплательщиками, получившими право на применение объекта налогообложения в виде доходов за вычетом расходов в 2003 году с момента их регистрации.

Кроме того, поскольку законодательством не регламентируется процедура подачи заявлений об изменении объекта налогообложения налогоплательщиками, подавшими заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения до 20 декабря 2002 года, отказ налогового органа в изменении объекта налогообложения таким налогоплательщикам, по мнению судов, свидетельствует о нарушении принципа всеобщности и равенства налогообложения, предусмотренного п. 1 ст. 3 НК РФ.

Президиум ВАС РФ поддержал позицию арбитражных судов (в пользу налогоплательщика), указав, что из содержания статей 346.13 и 346.14 НК РФ следует право выбора налогоплательщиком объекта налогообложения.

Первоначальный выбор налогоплательщиков (объект налогообложения – доходы) был сделан исходя из содержания действовавших в тот период правовых норм, при этом они не могли прогнозировать последовавшего затем изменения закона.

Отказ налогового органа в изменении объекта налогообложения (на доходы минус расходы) со ссылкой на недопустимость такого изменения по существу лишает налогоплательщиков возможности реального выбора объекта налогообложения.

Таким образом, в данной конкретной ситуации усматриваются противоречия между положениями закона о праве выбора налогоплательщиком объекта налогообложения и другими положениями главы 26.2 НК РФ.

В условиях переходного периода при наличии обстоятельств, препятствовавших налогоплательщику реально воспользоваться правом выбора объекта налогообложения, исходя из п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, признание отказа налогового органа о переводе налогоплательщика на другой объект налогообложения неправомерным является обоснованным.

Данные Постановления ВАС РФ разъяснили правила применения норм налогового законодательства при переходе на упрощенную систему налогообложения в условиях отсутствия полной информации о предстоящем налоговом режиме.

Что, в свою очередь, обеспечит возможность налогоплательщикам, оказавшимся в менее выгодных «налоговых» условиях в связи с внесением изменений в главу 26.2 НК РФ Федеральным законом РФ от 31.12.2002 г. № 191-ФЗ, восстановить свои нарушенные права и законные интересы, а также осуществлять предпринимательскую деятельность в оптимальном налоговом режиме

Консультант ООО АГ «Капитал» А. Абрамовский

© ООО «АГ «КАПИТАЛ»
Телефоны в Екатеринбурге: 231-66-24, 231-66-23
Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru