Наши бесплатные каналы для бухгалтера
  • Изменения в законах
  • Практические решения
  • Разборы бухгалтерских ситуаций
  • Бухгалтерские проводки и примеры
  • Напоминания о сроках отчетности
  • Ошибки, за которые штрафуют — и как их избежать

Страховые взносы в фиксированном размере

ЕНВД можно уменьшить на сумму рассчитанных и уплаченных за один и тот же налоговый период страховых взносов на ОПС и ОМС в фиксированном размере без ограничений. По новым правилам сумма взносов на ОПС состоит из двух частей. Одна часть рассчитывается и уплачивается в течение календарного года. Вторая часть – по итогам года. Если доход превысил 300 000 руб., то дополнительную часть взносов нужно будет уплатить в следующем году.

ЕНВД за какой период можно будет уменьшить на эту сумму страховых взносов? За I квартал следующего года или последний квартал отчетного? Если индивидуальный предприниматель на ЕНВД и УСН, то сумма страховых взносов по итогам года делится пропорционально доходам? Как считать доход по ЕНВД – базовая доходность или базовая доходность с учетом корректирующих коэффициентов? Если сумма взносов в ПФР превысит ЕНВД, налог не платится? Убыток нигде не учитывается?

С 1 января 2014 года размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определяется в зависимости от величины дохода за расчетный период (год).

В случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, размер страхового взноса на ОПС определяется в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ (то есть тариф 26%), увеличенное в 12 раз.

Учитывая величину МРОТ в 2014 году, фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в 2014 году для данных плательщиков составляет 17 328,48 руб. (5 554 руб. × 26% × 12).

В случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, размер страхового взноса на ОПС определяется в фиксированном размере, определяемом как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

То есть в этом случае максимальная сумма взносов составляет 138 627,84 руб. (5 554 руб. × 8 ×26% × 12).

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ФФОМС, увеличенное в 12 раз.

С 2014 года фиксированный размер страхового взноса на медстрахование составляет 3 399,05 руб. (5 554 руб. × 5,1% × 12).

Величина дохода для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, определяется в соответствии со ст. 346.29 НК РФ.

Согласно ст. 346.29 НК РФ для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.

Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2.

Следовательно, доход определяется с учетом коэффициентов К1 и К2.

Величина дохода для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

То есть учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ, и не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

Согласно ч. 2 и 8 ст. 16 Закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере, исчисленные с суммы дохода, не превышающего 300 000 руб., не позднее 31 декабря календарного года, страховые взносы в фиксированном размере, исчисленные с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., – не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом, кроме случаев прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 3.1 ст. 346.21, п. 2 ст. 346.32 НК РФ сумма уплаченных страховых взносов в фиксированном размере уменьшает сумму налога (авансовых платежей по налогу) только за тот налоговый (отчетный) период, в котором данный фиксированный платеж был уплачен.

Поэтому если индивидуальный предприниматель, не производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплатит за 2014 г. страховые взносы в фиксированном размере, исчисленные с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., например, в марте 2015 г., то данный фиксированный платеж следует учитывать при расчете налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, ЕНВД за отчетный (налоговый) период 2015 г.

Если страховые взносы в фиксированном размере, исчисленные с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, Вы уплатите в 2014 году, то эту сумму можно учесть при расчете налога при УСН и ЕНВД за отчетный и (или) налоговый период 2014 года.

Если у Вас есть наемные работники, то нужно учитывать следующую позицию Минфина РФ.

Уменьшать сумму ЕНВД на сумму уплаченных за себя страховых взносов в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере индивидуальный предприниматель не вправе.

При применении УСН индивидуальный предприниматель, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы и производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, имеет право уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (авансовых платежей по налогу), на сумму взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, указанных в п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ и уплаченных как за себя, так и за работников, одновременно, но не более чем на 50% (письмо от 27.01.2014 г. № 03-11-11/2826).

Индивидуальный предприниматель, применяющий одновременно систему налогообложения в виде ЕНВД и УСН и использующий труд наемных работников только в деятельности, облагаемой ЕНВД, вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу), уплачиваемого в связи с применением УСН, на сумму страховых взносов, уплаченных в фиксированном размере (письмо Минфина РФ от 02.04.2013 г. № 03-11-09/10547).

Если наемных работников у Вас нет, то сумму ЕНВД и налога при УСН Вы можете уменьшить на всю сумму страховых взносов в фиксированном размере.

П. 7 ст. 346.26 НК РФ установлено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

Раздельный учет при использовании двух режимов налогообложения должен производиться и по суммам уплачиваемых страховых взносов.

В случае невозможности разделения расходов на уплату страховых взносов между видами предпринимательской деятельности распределение сумм страховых взносов производится пропорционально размеру доходов, полученных от соответствующих видов деятельности, в общем объеме доходов от осуществления всех видов предпринимательской деятельности (письмо Минфина РФ от 27.01.2014 г. № 03-11-11/2826).

Как уже было отмечено, сумма единовременно уплаченного фиксированного платежа уменьшает сумму ЕНВД (налога при УСН) только за тот налоговый период (отчетный период), в котором фиксированный платеж был уплачен.

При уплате фиксированного платежа частями поквартально ЕНВД уменьшается за каждый квартал на уплаченную в этом квартале часть фиксированного платежа.

Как разъяснил Минфин РФ в письме от 19.04.2013 г. № 03-11-11/13554, распределение по налоговым периодам (поквартально) суммы единовременно уплаченного фиксированного платежа не предусмотрено.

Также не предусмотрен перенос на следующий год части суммы фиксированного платежа, не учтенной при уменьшении суммы ЕНВД из-за недостаточности суммы исчисленного налога.

Бухгалтера выбирают журнал «Академия Бизнеса» в работе
Предоставим доступ к сайту и закрытым материалам для бухгалтера
Распечатать статью
Редакция журнала «Академия бизнеса»

Заказать обратный звонок

Оставьте контакты — мы свяжемся с Вами в рабочее время.