Свежий номер: № 3 (40) – Январь 2021

Строительный подряд

Статья в журнале: №42 (652) — Октябрь 2004 , опубликовано 27.10.2004

На вопросы читателей отвечает ООО «НК Ваш налоговый представитель»
Телефоны в Екатеринбурге: 378-33-29, 378-33-56, 213-59-35

Строительное предприятие — генподрядчик сдало заказчику объект в 2003 году. Работы, которые велись ряд лет, сдавались поэтапно с составлением справок КС-3 и с выставлением счетов-фактур. В 2004 году заказчик потребовал возвратить определенную сумму за работы (за весь период работ), с чем мы согласились. При этом была составлена соответствующая справка КС-3 со сторнированной суммой. Также заказчик просит выдать счет-фактуру со сторнированной суммой со ставкой НДС=20% (так как сумма возвращается за 2003 год), датированный в соответствии с текущим моментом.

Правомерно ли в данном случае выставление такого «минусового» счета-фактуры? Как быть с НДС? Можно ли указать эту сумму в декларации по ставке 20% (код строки 360) и тем самым уменьшить общий платеж за текущий месяц (и, соответственно, внести сторнировочную запись в книгу продаж)? Как быть с налогом на прибыль (нужно ли подавать уточненную декларацию за 2003 год или можно уменьшить налогооблагаемую прибыль текущего года)?

Организация уплачивает налоги в общеустановленном порядке.

В соответствии со ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В соответствии с п. 1 ст. 743 ГК РФ цена работ по договору строительного подряда определяется сметой.

Смета представляет собой перечень работ, выполняемых подрядчиком по заданию заказчика, с указанием стоимости отдельных видов работ и единиц измерения объемов работ, за которые устанавливается фиксированная оплата.

Следует учитывать, что смета приобретает силу и становится частью договора подряда только с момента подтверждения ее заказчиком.

Приемка-сдача выполненных работ оформляется соответствующими документами.

К таким документам в соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 г. № 100 относятся:

– Акт о приемке выполненных работ по форме КС-2;

– Справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3;

– Акт приемки законченного строительством объекта по форме КС-11;

– Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме КС-14.

Акт по форме КС-2 – это перечень объемов работ, выполненных подрядчиком за отчетный период, и расшифровка их стоимости исходя из принципа определения сметной стоимости строительных работ.

В условиях сметного ценообразования данный документ подтверждает приемку заказчиком тех работ и по той стоимости, которая была определена сметой, являвшейся основанием для определения цены договора строительного подряда.

Форму № КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ» заполняют на основе справки КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» – это документ, подтверждающий стоимость выполненных работ, по которой заказчик производит расчеты с подрядчиком.

Таким образом, перечисленные документы служат основанием для отражения в бухгалтерском учете выручки от реализации строительных работ.

Поскольку строительные работы были сданы заказчику в 2003 г., то выручка от их реализации уже должна быть сформирована генподрядчиком, и с ее суммы начислены соответствующие налоги.

Поэтому возникшие со стороны заказчика требования о возврате суммы за работы должны быть оформлены в виде претензии.

Претензии по договору строительного подряда на законодательном уровне не урегулированы.

Порядок претензионного регулирования большей части хозяйственных споров организаций, занятых в строительстве, должен основываться исключительно на нормах гражданского законодательства, а также на условиях хозяйственных договоров.

Другими словами, при заключении договора строительного подряда участники договора в соответствующем разделе предусматривают возможные случаи возникновения разногласий и способы их разрешения.

Исходя из этих условий возможно предъявление претензии.

Поскольку ведение претензионной работы предполагает документальное оформление результатов и отражение их в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности, претензия предъявляется в письменной форме.

Соответствующие документы должны быть подписаны руководителем организации, предъявляющей претензию.

В претензии должны быть, как минимум, отражены следующие сведения:

– требования заявителя;
– сумма претензии;

– обоснованный расчет суммы претензии, если претензия подлежит денежной оценке;

– обстоятельства, на которых основываются требования, и доказательства, подтверждающие их, со ссылкой на соответствующий законодательный или нормативный акт;

– перечень прилагаемых к претензии документов и других доказательств;

– иные сведения, необходимые для урегулирования спора.

К претензии прилагаются подлинные документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования, или надлежащие заверенные копии либо выписки из них, если эти документы отсутствуют у другой стороны.

Необходимость документального оформления претензии и отражения ее результатов в бухгалтерском учете и отчетности обусловливает необходимость того, что ответ на претензию дается в письменной форме и подписывается руководителем организации и главным бухгалтером (или бухгалтером).

В ответе на претензию указываются (при полном или частичном удовлетворении претензии):

– признанная сумма;

– номер и дата платежного поручения на перечисление этой суммы или срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке.

При удовлетворении претензии, подлежащей удовлетворению в денежной оценке, к ответу на претензию прилагается поручение банку на перечисление денежных средств с отметкой об исполнении (принятии к исполнению), либо сообщается о том, в какие сроки и в каком порядке претензия будет удовлетворена.

Сумма претензии заказчика отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы»).

Сумму НДС и налога на прибыль, которые генподрядчик начислил по выполненным работам, необходимо будет скорректировать исходя из суммы признанной претензии.

В соответствии со ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.

То есть в связи с уточнением налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль и НДС в результате исправления ошибок за прошедшие отчетные (налоговые) периоды производится уточнение ранее представленных налоговых расчетов (деклараций) отдельно за каждый налоговый период, в котором производятся уточнения.

Что же касается выставления «минусового» счета-фактуры, то действующим законодательством такой документ не предусмотрен.

Рядом нормативных документов, а именно п. 5 ст. 9 Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 4 все еще действующего Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утверждено Минфином СССР от 29.07.1983 г. № 105), установлен порядок корректировки первичных документов, который заключается в следующем: нужно зачеркнуть одной чертой ошибочные суммы и вписать правильные, указать дату исправлений, заверить подписью директора и главбуха.

Исправленные счета-фактуры также нужно заверить печатью. Это требование п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур (постановление Правительства от 02.12.2000 г. № 914).

Однако хотелось бы отметить, что при использовании вышеописанного варианта внесения изменений в первичные документы не потребуется.

Директор ООО «НК Ваш налоговый представитель» Д.В. Меркушев

© ООО «НК Ваш налоговый представитель»

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru