Свежий номер: № 41 (78) – Октябрь 2021

Торговля под контролем

Статья в журнале: №2 (912) — Январь 2010 , опубликовано 13.01.2010

С 1 февраля 2010 года вступает в силу Федеральный закон РФ от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Положения Закона № 381-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:

1) внешнеторговой деятельности;

2) торговли на товарных биржах;

3) деятельности по продаже товаров на розничных рынках;

4) купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.

Кроме того, отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом РФ от 30.12.2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Органы государственной власти субъектов Российской Феде­рации могут разрабатывать и принимать законы субъектов РФ в области госрегулирования торговой деятельности.

Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Что разрешено

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных данным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют:

1) вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);

2) форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);

3) способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);

4) специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);

5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект);

6) основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);

7) порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе:

а) ассортимент продаваемых товаров;
б) режим работы;

в) приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров;

г) количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности;

д) способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах;

8) цены на продаваемые товары;

9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;

10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг;

11) иные порядок и условия осуществления торговой деятельности.

При этом учреждениями торговли, являющимися муниципальными и государственными предприятиями, порядок и условия осуществления торговой деятельности, указанные в п. 7, устанавливаются по решению соответствующих государственных или муниципальных органов.

Госрегулирование цен

В случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или территориях субъектов РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит тридцать и более процентов, Правительство РФ в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта РФ или территориях таких субъектов РФ.

Предельно допустимые розничные цены в указанном случае могут быть установлены на срок не более чем девяносто календарных дней.

Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них будет установлен Правительством РФ.

Продовольственные товары
Торговые сети

Установлены требования, ограничения и запреты в отношениях между поставщиками продовольственных товаров и покупателями — торговыми сетями.

Закон определяет торговую сеть как совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

А под продовольственными товарами в целях Закона понимаются продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки.

Покупатель-сетевик обязан обеспечивать поставщику продовольственных товаров доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в сети «Интернет» или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса.

Аналогичное требование установлено и для поставщиков продовольственных товаров.

Цена договора поставки продовольственных товаров определяется исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров.

При этом учитывается госрегулирование цен в случае его введения.

Бонусы

В цену договора поставки продовольственных товаров может быть включено вознаграждение, выплачиваемое хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у поставщика продовольственных товаров определенного количества продовольственных товаров.

Размер указанного вознаграждения не учитывается при определении цены продовольственных товаров и не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.

При приобретении покупателем отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством РФ, выплата указанного вознаграждения запрещена.

Никакие другие виды вознаграждений за исполнение покупателем условий договора или его изменение в цену договора поставки продовольственных товаров не включаются.

Сроки оплаты

Если заключается договор поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи покупателю, срок оплаты таких товаров для установления данным договором определяется по следующим правилам:

1) продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем десять дней, подлежат оплате в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня приемки таких товаров покупателем;

2) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от десяти до тридцати дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня приемки таких товаров покупателем;

3) продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше тридцати дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, подлежат оплате в срок не позднее чем сорок пять календарных дней со дня приемки таких товаров покупателем.

Оплата осуществляется в указанные сроки при условии передачи поставщиком предусмотренных договором поставки и действующим законодательством документов.

Если документы вовремя не переданы, сроки оплаты увеличиваются на период предоставления поставщиком документов по запросу покупателя.

Услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться покупателем на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг.

В договор поставки запрещено включать условие об оказании таких услуг.

Прямые запреты для сетевиков

Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и поставщикам продовольственных товаров в торговые сети запрещается:

1) создавать дискриминационные условия, в том числе:

– создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;

– нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;

2) навязывать контрагенту условия:

– о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;

– об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

– о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

– о внесении поставщиком продовольственных товаров платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты;

– о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

– о снижении поставщиком продовольственных товаров их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

– о возмещении поставщиком продовольственных товаров убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика таких товаров;

– о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;

о возврате поставщику продовольственных товаров таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ.

Запрещено осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

Переходные положения

Условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до 1 февраля 2010 года, должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона № 381-ФЗ в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу закона, то есть до 31 июля 2010 года.

p>

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru