Свежий номер: № 17–18 (54–55) – май 2021

Транспорт на предприятии. Путевые листы, предрейсовые медосмотры и другое

Статья в журнале: №3 (863) — Январь 2009 , опубликовано 21.01.2009

ООО (микропредприятие) имеет легковой автомобиль (взят в лизинг, на балансе лизингополучателя), который работники используют для поездок по служебным делам.

Организация не оказывает услуги по перевозке пассажиров и грузов. Согласно письму Минфина РФ от 16.03.2006 г. № 03-03-04/2/77 такие организации имеют право для подтверждения расходов на ГСМ не использовать унифицированные путевые листы, а разработать свою форму с указанием реквизитов, предусмотренных Законом «О бухгалтерском учете».

Не утрачено ли это право в связи с выходом приказа Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 г. № 152? Касается ли он только автотранспортных предприятий?

Волнует пункт о проведении медосмотра водителя. Если все же он стал обязательным для всех предприятий, подскажите, как лучше разрешить этот вопрос микропредприятию?

Каким образом оформить доверенность на управление автомобилем директору фирмы? Самому себе?

Путевые листы

Действительно, в указанном Вами письме, а также в других письмах (например, в письмах от 20.09.2005 г. № 03-03-04/1/214, от 07.04.2006 г. № 03-03-04/1/327) Минфин РФ указывал, что форма № 3 «Путевой лист легкового автомобиля», утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. № 78 в составе комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте, распространяется на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси), и носит обязательный характер для автотранспортных организаций.

Организации, не являющиеся автотранспортными, могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы в виде горюче-смазочных материалов, в которой должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ, а именно:

а) наименование документа;

б) дата составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

С 13 мая 2008 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав), регулирующий отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации.

Статьей 6 Устава установлено, что осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается.

При этом обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются Минтрансом РФ.

Из данной нормы следует, что путевые листы не являются унифицированной формой.

Во исполнение ст. 6 Устава Минтранс приказом от 18.09.2008 г. № 152 утвердил обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, одновременно признав утратившим силу свой же приказ Минтранса РФ от 30.06.2000 г. № 68 о путевых листах для индивидуальных предпринимателей.

Формы путевых листов для юридических лиц утверждал не Минтранс, а Госкомстат.

Поскольку Минтранс не вправе отменять постановление Госкомстата, а сам Госкомстат его не отменил, то формально унифицированные формы путевых листов для автотранспортных предприятий продолжают существовать.

Однако обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утвержденные приказом Минтранса РФ № 152, обязаны применять и индивидуальные предприниматели, и юридические лица, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи, так как это следует из закона.

А значит, фактически унифицированные формы путевых листов для организаций (в том числе форму № 3 «Путевой лист легкового автомобиля») можно считать недействующими.

Теперь разберемся, обязаны ли применять обязательные реквизиты и порядок оформления путевых листов, утвержденные приказом Минтранса № 152, все организации и индивидуальные предприниматели без исключения, либо же эти правила заполнения путевых листов обязательны только для автотранспортных предприятий.

Приказ Минтранса № 152 был утвержден, как уже было сказано, во исполнение ст. 6 Устава автомобильного транспорта.

При этом сам Устав, как следует из его ст. 1, регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, и определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также – транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

То есть Устав и все его положения касаются только тех фирм, которые оказывают транспортные услуги на основании договора перевозки.

Это подтверждают и другие статьи Устава. Например, в ст. 2 Устава можно найти определение понятия «перевозчик», под которым в Уставе подразумеваются юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

Таким образом, как Устав, так и все утвержденные в соответствии с ним подзаконные нормативные акты (в частности, приказ Минтранса № 152) обязательны только для автотранспортных предприятий.

Даже в самом приказе Минтранса № 152 сказано, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Поэтому от фирм, которые не оказывают автотранспортные услуги, нельзя требовать, чтобы они оформляли путевые листы в соответствии с приказом Минтранса № 152.

В этой ситуации применима логика, которой руководствовался Минфин РФ в своих письмах, реквизиты которых перечислялись в самом начале ответа на Ваш вопрос.

Раз для предприятий, не являющихся автотранспортными, не существует ни унифицированных форм, ни правил, регламентирующих порядок оформления путевых листов, то такие предприятия могут разрабатывать собственную форму путевого листа или другого документа, подтверждающего расход ГСМ.

Единственное требование к этому документу – чтобы в нем содержались все обязательные реквизиты, перечисленные в Законе о бухучете.

В то же время существует вероятность того, что налоговики будут требовать от всех фирм (а не только от автотранспортных предприятий) оформлять путевые листы с учетом предписаний приказа Минтранса № 152.

Ведь до тех пор, пока Минфин РФ не выпустил вышеуказанные письма, разрешающие использовать собственные формы путевых листов, проверяющие настаивали на том, что применять унифицированные формы путевых листов должны абсолютно все фирмы, эксплуатирующие автотранспорт.

Повторим: возможное требование налоговиков оформлять путевые листы в соответствии с приказом Минтранса № 152 не будет законным для предприятий, не оказывающих автотранспортные услуги.

Медосмотры

В составе сведений о водителе, которые должны отражаться в путевом листе, согласно приказу Минтранса № 152 должны отражаться дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

Для предприятий, не являющихся автотранспортными и не обязанных соблюдать требования приказа Минтранса № 152, проставление в путевых листах сведений о медосмотре не является обязательным.

Тем не менее производить предрейсовые осмотры водителей обязаны все без исключения организации и предприниматели, эксплуатирующие автотранспорт, независимо от того, оказывают ли они автотранспортные услуги.

Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.

Таким образом, предрейсовые медосмотры водителей обязательны для всех фирм.

Типовое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденное письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32, предусматривает, что предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций либо медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения.

Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение должно иметь лицензию.

Так как позволить себе содержание медработника в штате могут далеко не все компании, то медосмотры, как правило, проводятся учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию.

Согласно ст. 12.32 КоАП РФ допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере двадцати тысяч рублей.

Доверенность

Согласно ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

В Вашем случае право пользования (пользования и распоряжения) автомобилем, полученным в лизинг, принадлежит юридическому лицу — ООО.

Управлять автомобилем будет физическое лицо — директор.

Для того, чтобы директор имел законные основания пользоваться автомобилем, право пользования (пользования и распоряжения) которым принадлежит юридическому лицу (ООО), это юридическое лицо должно оформить доверенность на имя физического лица — директора.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Таким образом, доверенность будет выдана от имени ООО (за подписью директора ООО) на имя директора этого же ООО.

Это вполне законно.

Напомним, что в соответствии со ст. 186 ГК РФ срок действия доверенности не может превышать трех лет.

Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.

Не забудьте указать в доверенности дату – доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru