Свежий номер: № 14 (51) – апрель 2021

Трудовые отношения с иностранными гражданами

Статья в журнале: №5 (765) — Февраль 2007 , опубликовано 07.02.2007
Оформление трудовых отношений
 

Правовое положение иностранных граждан на территории России регулируется Федеральным законом РФ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Россий­ской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ).

Порядок оформления трудовых отношений с иностранцем зависит от того, на каком основании этот иностранец находится на территории РФ.

По этому признаку можно разделить всех иностранных граждан на 3 категории:

1) постоянно проживающие в РФ – это иностранцы, получившие вид на жительство;

2) временно проживающие в РФ – это иностранцы, получившие разрешение на временное проживание;

3) временно пребывающие в РФ – это иностранцы, у которых имеется миграционная карта (она является документом, подтверждающим право иностранца на временное пребывание в РФ), но нет вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно пребывающих в РФ иностранных граждан можно подразделить еще на две группы:

– иностранные граждане, прибывшие в РФ на основании визы;

– иностранные граждане, прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ

Порядок оформления трудовых отношений с иностранными гражданами, постоянно проживающими на территории РФ, мало чем отличается от правил оформления трудовых отношений с российскими гражданами.

Постоянно проживающему на территории РФ гражданину не нужно получать разрешение на работу, он может осуществлять трудовую деятельность в любом субъекте РФ.

Работодателю не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников для того, чтобы принять на работу постоянно проживающего в РФ иностранца.

Если иностранный гражданин устраивается на работу в том же городе, где он постоянно проживает (по месту жительства), не нужно информировать какие-либо государственные органы о приеме этого гражданина на работу.

Из особенностей приема на работу иностранца, постоянно проживающего в РФ, можно отметить то, что работодатель должен потребовать у этого иностранца предъявить вид на жительство (вид на жительство согласно ст. 2 Закона № 115-ФЗ является документом, удостоверяющим личность).

Иностранные граждане, временно проживающие в РФ

До 15 января 2007 года порядок оформления трудовых отношений с временно проживающими в РФ иностранными гражданами практически не отличался от порядка оформления трудовых отношений с постоянно проживающими в РФ иностранными гражданами.

Однако с 15 января 2007 года ситуация немного усложнилась.

Дело в том, что согласно п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

До 15 января 2007 г. в установленном в п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ перечне иностранных граждан, на которых не распространяется обязанность иметь разрешение на работу для осуществления трудовой деятельности, были поименованы как постоянно, так и временно проживающие в РФ иностранные граждане.

То есть из п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ явно следовало, что временно проживающим в РФ иностранцам не требовалось разрешение на работу.

С 15 января 2007 года упоминание о временно проживающих в РФ иностранцах исключено из вышеуказанного перечня.

Но, похоже, что это всего лишь недоработка законодателя, ведь в тексте Закона № 115-ФЗ говорится о выдаче разрешений на работу иностранным работникам, под которыми согласно ст. 2 Закона № 115-ФЗ понимаются иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации и осуществляющие в установленном порядке трудовую деятельность.

Кроме того, само понятие «разрешение на работу» расшифровывается ст. 2 Закона № 115-ФЗ как документ, подтверждающий право иностранного работника (то есть, опять же, временно пребы­вающего в РФ иностранца) на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Таким образом, несмотря на изменение формулировок Закона № 115-ФЗ, как до, так и после 15 января 2007 года временно проживающие в РФ иностранные граждане имеют право осуществлять трудовую деятельность, не получая разрешение на работу, поскольку указанное разрешение необходимо только для одной категории иностранцев – временно пребывающих в РФ.

В отличие от постоянно проживающих в РФ иностранных граждан, которые могут осуществлять трудовую деятельность в любом субъекте РФ, временно проживающие в РФ иностранцы не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Убедиться в том, что у принимаемого на работу иностранца имеется разрешение на временное проживание в местности, где находится работодатель, можно, заглянув в его паспорт, – разрешение на временное проживание оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина.

Иностранные граждане, временно пребывающие в РФ

Такие иностранцы, осуществляющие трудовую деятельность (на основании как трудовых, так и гражданско-правовых договоров), именуются иностранными работниками (ст. 2 Закона № 115-ФЗ).

Иногда термин «иностранный работник» ошибочно применяют в отношении всех работников, которые являются иностранными гражданами.

Но для иностранных работников Закон № 115-ФЗ устанавливает особый правовой режим, а поэтому еще раз повторим: иностранным работником можно называть только тех иностранных граждан, которые временно пребывают в РФ.

Физическое или юридическое лицо, использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров, в соответствии с Законом № 115-ФЗ является работодателем.

Если лицо использует труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), то оно признается заказчиком работ (услуг).

 В качестве работодателя заказчика работ (услуг) может выступать, в том числе, иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Для простоты далее по тексту мы будем называть работодателями и собственно работодателей, и заказчиков работ (услуг).

Порядок оформления трудовых отношений с иностранным гражданином зависит от того, прибыл ли иностранец в РФ на основании визы либо в порядке, не требующем получения визы.

Иностранные граждане, прибывшие в РФ на основании визы

Для того, чтобы иметь право привлекать к труду иностранных граждан, прибывших в РФ на основании визы, работодателю, прежде всего, нужно получить заключение о привлечении и об использовании иностранных работников (п. 3 ст. 18 Закона № 115-ФЗ).

Такое заключение выдают соответствующие органы государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации (в Свердловской области это Департамент государственной службы занятости населения Свердловской области).

Заключение выдается сроком на один год.

Законом № 115-ФЗ предусмотрено, что порядок выдачи данного заключения определяется Минздравсоцразвития РФ.

Однако пока Минздравсоцразвития не утвердило такой порядок.

Существует Инструкция об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников, утвержденная приказом Министерства труда и социального развития РФ от 15.07.2003 г. № 175 (до 15 января 2007 года заключения выдавали территориальные органы Минтруда).

До тех пор, пока Минздравсоцразвития РФ не утвердит новый порядок выдачи заключений, работодателям надлежит руководствоваться указанной Инструкцией, так как это единственный документ, который регулирует порядок выдачи таких заключений.

Итак, для выдачи заключения работодатель должен представить в государственную службу занятости населения субъекта РФ следующие документы:

а) заявление, оформленное на бланке утвержденного образца (приведен в приложении 1 к Инструкции);

б) копию свидетельства о регистрации (если работодателем является юридическое лицо).

в) копию свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя и документ, удостоверяющий личность предпринимателя (если работодателем выступает физическое лицо).

После того как работодатель получит заключение о целесообразности привлечения и использования иностранных работников, он должен обратиться в Федеральную миграционную службу (ее территориальный орган), чтобы получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ работодатели имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Порядок выдачи работодателям разрешений на привлечение и использование иностранных работников установлен постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 г. № 681.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается работодателю только при наличии у него заключения о целесообразности привлечения и использования иностранных работников (п. 3 ст. 18 Закона № 115-ФЗ, п. 4 Постановления № 681).

Согласно п. 6 Постановления № 681 для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатель либо уполномоченное им лицо подает непосредственно или по почте заказным письмом в территориальный орган Федеральной миграционной службы:

заявление по форме, приведенной в приложении № 1 к Приказу Федеральной миграционной службы РФ от 25.12.2005 г. № 369.

проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников;

документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Государственная пошлина за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников в соответствии с п.п. 12 п. 1 ст. 333.28 НК РФ уплачивается в размере 3 000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника.

Кроме этих документов, российские юридические лица представляют также:

– копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

– копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации.

Индивидуальные предприниматели помимо вышеперечисленных документов представляют также:

– копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

– копию документа, удостоверяющего личность и место регистрации индивидуального предпринимателя;

– копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации.

Полученное работодателем разрешение на привлечение и использование иностранных работников не может быть передано другому работодателю, а привлекаемые на его основе иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю (п. 14 постановления № 681).

Однако в случае аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также в случае прекращения деятельности работодателя иностранный работник имеет право заключить новый договор с другим работодателем на период, оставшийся до истечения срока действия разрешения на работу.

Новый договор можно заключить при выполнении следующих условий:

– до истечения срока действия разрешения на работу остается не менее трех месяцев,

– у нового работодателя есть разрешение на привлечение и использование иностранных работников (п. 13 ст. 18 Закона № 115-ФЗ).

Работодатель может использовать иностранных работников только по профессиям и в субъекте (субъектах) Российской Федерации, которые указаны в разрешении на привлечение и использование иностранных работников.

После получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодатель должен подать в Федеральную миграционную службу (ее территориальный орган) ходатайство о выдаче приглашения на въезд в РФ.

Федеральная миграционная служба еще не утвердила форму заявления на оформление таких приглашений.

До момента утверждения новой формы, заявления нужно составлять, ориентируясь на форму, приведенную в качестве приложения к Инструкции об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, учету и хранению бланков приглашений, утвержденной приказом МВД РФ от 31.01.2003 г. № 72.

Одновременно с ходатайством (заявлением) работодатель должен представить в миграционную службу:

1) документ, подтверждающий уплату госпошлины за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам (размер госпошлины составляет 200 рублей за каждого приглашенного);

2) гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации;

Гарантиями материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации являются гарантийные письма приглашающей стороны (работодателя) о принятии на себя следующих обязательств:

а) предоставление приглашающей стороной денежных средств для проживания иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в размере не ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также денежных средств, необходимых для выезда из Российской Федерации иностранного гражданина;

б) обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина, прибывающего в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, заработной платой в размере не ниже минимального размера оплаты труда;

в) обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации страховым медицинским полисом или предоставление иностранному гражданину при необходимости денежных средств для получения им медицинской помощи;

г) жилищное обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина.

3) разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

4) документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника, а именно:

– заявление по форме, приведенной в Приложении № 1 к приказу Федеральной миграционной службы от 25.12.2006 г. № 370

цветную фотографию иностранного гражданина размером 30 x 40 мм;

копию документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранным работником в иностранном государстве, или справку об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании;

документ об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу (в соответствии с п.п. 13 п. 1 ст. 333.28 НК РФ государственная пошлина за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства уплачивается в размере 1 000 рублей).

Кроме того, работодатель (либо уполномоченное им лицо) при подаче заявления на получение разрешения на работу должен предъявить документ, удостоверяющий его личность, и документ, удостоверяющий личность иностранного работника (его копию), срок действия которых должен оканчиваться не ранее 6 месяцев со дня подачи заявления.

Следует иметь в виду, что разрешение на работу выдается при условии:

а) достижения иностранным гражданином 18-летнего возраста;

б) привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности работодателем по трудовым или гражданско-правовым договорам в пределах численности, установленной в разрешении на привлечение и использование иностранных работников;

в) отсутствия в заявлении о выдаче разрешения на работу и представленных документах недостоверных или искаженных сведений, а также обстоятельств, при которых согласно п. 9 ст. 18 Закона № 115-ФЗ разрешение на работу не выдается.

Разрешение на работу для каждого иностранного работника получает работодатель одновременно с приглашением на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности.

Приглашение является основанием для выдачи иностранному гражданину российской визы.

Разрешение на работу оформляется на бланке, имеющем многоуровневую защиту от подделок и выполненном в виде пластиковой карты стандартного размера.

При получении разрешения на работу работодатель обязан представить медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 г. № 188, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Отсутствие указанных документов является основанием для отказа в выдаче разрешения на работу.

Работодатель обязан передать под роспись разрешение на работу иностранному работнику, на имя которого оно оформлено, до начала его трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Разрешение на работу выдается Федеральной миграционной службой только при условии внесения работодателем на специально открываемый ФМС РФсчет средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации (п. 5 ст. 18 Закона № 115-ФЗ).

Эти средства возвращаются работодателю после выезда иностранного работника из РФ.

Работодатель, получивший разрешение на привлечение и использование иностранных работников и заключивший с иностранными работниками трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан в месячный срок направить в:

– органы государственные службы занятости населения субъекта РФ сведения о привлечении иностранных работников к трудовой деятельности по форме, утверждаемой Минздравсоцразвития РФ и Федеральной миграционной службой;

– территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости сведения о заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) по форме, утверждаемой Минздравсоцразвития РФ.

Заметим, что на сегодняшний день такие формы еще не утверждены.

Каждый работодатель, пригласивший иностранца в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, либо заключивший с иностранным работником новый трудовой или гражданско-правовой договор, обязан:

1) иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

2) обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;

3) представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;

4) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового или гражданско-правового договора, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;

5) направить в Федеральную миграционную службу (ее территориальный орган) информацию о нарушении иностранным работником условий трудового или гражданско-правового договора, о досрочном расторжении таких договоров;

6) направить в Федеральную миграционную службу и МВД РФ информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания;

7) направить в 3-хдневный срок в территориальный орган Федеральной миграционной службы уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и передать иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания. Форма и порядок подачи уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания утверждена постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 г. № 9.

При убытии иностранного гражданина из места пребывания работодатель обязан не позднее чем через 2 дня со дня его убытия направить в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина.

Иностранные граждане, прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы

В безвизовом порядке могут въезжать на территорию РФ, в частности, граждане республики Казахстан, Кыргызской республики, республик Таджикистан, Узбекистан, Украина, Молдова, Армения, Азербайджанской республики.

Для приема на работу таких иностранцев установлен особый упрощенный порядок.

Эти иностранцы сами получают разрешения на работу.

Для этого они лично либо через организацию, осуществляющую в установленном порядке трудоустройство иностранных граждан, или через лицо, выступающее в качестве представителя этого иностранного гражданина, подают заявление по форме, приведенной в Приложении № 2 к приказу Федеральной миграционной службы от 25.12.2006 г. № 370 в орган миграционной службы.

К указанному заявлению прилагаются:

а) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

б) миграционная карта;

в) документ об уплате государственной пошлины за выдачу иностранному гражданину разрешения на работу (размер пошлины в соответствии с п.п. 13 п. 1 ст. 333.28 НК РФ составляет 1000 рублей).

Разрешение на работу выдается иностранному гражданину лично по предъявлении им документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве.

Разрешение на работу оформляется на бланке, имеющем многоуровневую защиту от подделок и выполненном в виде пластиковой карты стандартного размера.

Если разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдано на срок более девяноста суток, такой гражданин обязан в течение тридцати суток со дня получения разрешения представить в территориальный орган Федеральной миграционной службы документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 г. № 188, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) (п. 8 ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ).

Осуществлять трудовую деятельность иностранец может только в том субъекте (тех субъектах) РФ, который указан в разрешении на работу.

Работодателю, принимающему на работу таких иностранцев, достаточно убедиться в том, что у иностранного работника имеется разрешение на работу, и уведомить о привлечении и использовании указанных работников территориальные органы Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ (в Свердловской области – Департамент государственной службы занятости населения Свердловской области).

Форма и правила подачи такого уведомления утверждены постановлением Правительства РФ от 23.12.2006 г. № 798.

Представить уведомление нужно в срок, не превышающий 10 дней с даты заключения трудового или гражданско-правового договора с иностранным гражданином, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы.

Обратите внимание!

Для приема на работу указанных иностранных граждан работодателю не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников и самому получать разрешения на работу для иностранных работников.

Граждане Республики Беларусь

Трудоустройство граждан Республики Беларусь осуществляется в том же порядке, что и трудоустройство обычных российских граждан.

Это связано с тем, что договором между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан от 25.12.1998 г. (ратифицирован Федеральным законом РФ от 01.07.1999 г. № 89-ФЗ) предусмотрено, что граждане Беларусь и России имеют равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях Беларуси и России.

Кроме того, Решением Высшего Совета Сообщества Белоруссии и России от 22.06.1996 г. № 4 установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Таким образом, белорусским гражданам не требуется получать разрешение на работу, а работодателю нужно оформлять их так же, как граждан России.

Читайте в следующем номере:
– оформление трудовых книжек и трудовых договоров с иностранцами;
– ограничения на работу иностранных граждан;
– ответственность за нарушения при приеме на работу иностранцев;
– налогообложение выплат иностранцам.
Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru