Свежий номер: № 23 (60) – Июнь 2021

Ценообразование

Статья в журнале: №45 (655) — Ноябрь 2004 , опубликовано 17.11.2004

На вопросы читателей отвечает ООО «НК Ваш налоговый представитель»
Телефоны в Екатеринбурге: 213-59-34, 378-33-29, 213-59-35

Организация реализует продукцию собственного производства как оптовым, так и розничным покупателям. При этом разница в цене реализации этим разным группам покупателей отличается в два раза. Может ли налоговая инспекция доначислить нам налоги с учетом статьи 40 Налогового кодекса? Достаточно ли указать условия скидок в прейскуранте, например, различные объемы поставки?

Кроме того, в случаях, когда наша организация выступает спонсором культурно-массовых мероприятий, реализация тем же группам покупателей осуществляется по завышенным ценам. Правомерно ли это?

(ООО, г. Екатеринбург)

В соответствии с п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверить правильность применения цен по сделкам в следующих случаях:

– сделки проводятся между взаимозависимыми лицами;

– товарообменные (бартерные) сделки;

– внешнеторговые сделки; 

– в случае, когда при совершении сделки цена реализации отклоняется более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен применяемых по идентичным товарам в пределах непродолжительного периода времени, кроме случаев, указанных в п. 3 ст. 40 НК РФ.

В частности, исключение составляют случаи, когда к цене были применены скидки (надбавки), вызванные:

– сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары;

– потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

– истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

– маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров;

– реализацией опытных моделей.

Одновременно с этим в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ для доначисления налога и пени должно быть установлено, что цены товаров (работ, услуг), примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг).

В соответствии с п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (однородных) товаров в сопоставимых экономических условиях.

Если организация сможет обосновать размер примененных ею цен и скидок (с учетом размера партии товара, сроков поставки, условий оплаты и т.д.), то применяемые организацией цены для целей налогообложения будут признаны рыночными вне зависимости от уровня их колебаний.

Установленные организацией цены, размеры скидок либо надбавок после их обоснования (с приведением соответствующих расчетов) должны быть закреплены в специальных внутренних документах, составляемых при оформлении маркетинговой политики как составной части учетной политики.

Такими документами могут являться приказ или распоряжение руководителя организации, прайс-лист и т.д.

Для того, чтобы у налоговой инспекции не возникали вопросы о причине реализации продукции по ценам выше, чем при обычной реализации, в тексте договора купли-продажи товаров необходимо указать, что формирование цены сделки происходит с учетом размера соответствующих надбавок в рамках проведения маркетинговой (в том числе и ценовой) политики.

Таким образом, в рамках маркетинговой политики возможно предоставление различных скидок (надбавок) покупателям продукции.

И при надлежащем обосновании применяемых цен у налоговых органов не будет возможности оспорить цену сделки.

Сложившаяся в настоящее время в арбитражная практика показывает, что надлежащее применение налоговыми органами нормы ст. 40 НК РФ подразумевает учет механизма определения цены, закрепленного в каждом отдельном договоре, учитывающем те или иные особенности работы налогоплательщика с его контрагентом.

Кроме того, ввиду того, что законодательством не установлено, каким документом необходимо пользоваться в качестве основополагающего для определения рыночной цены, у налоговых органов возникают трудности с тем, чтобы доказать несоответствие применяемых цен рыночным. (постановления ФАС Уральского округа от 18.12.2001 г. № Ф09-3083/01-АК, от 11.11.2003 г., № Ф09-3803/03-АК, от 15.07.2004 г. № Ф09-2757/04-АК)

Таким образом, даже в случае, когда налоговая инспекция доначисляет в ходе налоговой проверки суммы налогов и пени в соответствии со ст. 40 НК РФ, доказать в суде, что при проведении сделки применяемые сторонами цены ниже рыночных, крайне сложно. 

В случае, когда товар будет реализовываться по ценам, отличающимся от предусмотренных в соответствующих документах организации, причем в сторону повышения, у налоговых органов не возникает основания для доначисления соответствующих сумм налога и пени, поскольку налоговый орган может принять решение о реализации своего права, установленного ст. 40 НК РФ, именно в тех случаях, когда необоснованное занижение в договоре цены на товары (работы, услуги), относимой на себестоимость продукции (работ, услуг), повлекло занижение налоговой базы по соответствующим налогам.

При реализации продукции по завышенным ценам (в случае, если уровень затрат остается прежним) занижения налоговой базы не происходит, наоборот, увеличивается выручка от реализации, а себестоимость остается прежней, соответственно увеличивается и налоговая база.

Директор ООО «НК Ваш налоговый представитель» Д.В. Меркушев

© ООО «НК Ваш налоговый представитель»

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru