Учет имущества на праве хозяйственного ведения

Муниципальное образование учредило унитарное предприятие и передало на баланс этого предприятия имущество (технику) на праве хозяйственного ведения без увеличения уставного капитала. Предприятие применяет общую систему налогообложения.

Как правильно отразить такую операцию в бухгалтерском учете? Какими нормативными документами (ПБУ) руководствоваться в данной ситуации? Однозначного ответа найти не можем. При организации и ведении бухучета можно ли будет упростить учет и не применять ПБУ 18/02?

Согласно п. 2 ст. 113 ГК РФ имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Следовательно, муниципальное унитарное предприятие должно принять объект основных средств к бухгалтерскому учету на дату его фактического получения.

Обратимся сначала к истории вопроса.

П. 28 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 20.07.1998 г. № 33н, было установлено, что организация, получившая объекты основных средств в хозяйственное ведение или оперативное управление от государственного или муниципального органа, отражает их стоимость при принятии объектов к бухгалтерскому учету по дебету счета учета основных средств в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов с государственным и муниципальным органом.

Одновременно на стоимость указанных объектов производится запись по дебету счета учета расчетов с государственным и муниципальным органом и кредиту счета учета добавочного капитала.

В связи с утверждением приказа Минфина РФ от 13.10.2003 г. № 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств»приказ № 33н с 1 января 2004 года утратил силу.

А в действующих Методических указаниях уже ничего не говорится об учете основных средств, полученных в хозяйственное ведение.

Минфин РФ в письмах от 05.08.2003 г. № 16-00-14/247, от 15.09.2003 г. № 16-00-14/279, от 28.03.2002 г. № 04-02-06/3/21 указывал, что п. 28 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (приказ Минфина РФ от 20.07.1998 г. № 33н) не применяется в связи с выходом Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н).

Что касается счета 83 «Добавочный капитал», то согласно действующему Плану счетов… и Инструкции по его применению (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н), указанный счет имеет другое экономическое содержание и не применяется для отражения вложений материального характера в организациях.

Если организация перешла на новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н, то передача основных средств в хозяйственное ведение, осуществляемая сверх суммы определяемого уставного фонда, в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции с кредитом счета 75 «Расчеты с учредителями» (отдельный субсчет) на стоимость поступивших основных средств; по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» (отдельный субсчет) в корреспонденции с кредитом счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

При выбытии объектов основных средств, находящихся в хозяйственном ведении, производятся записи по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» и кредиту счета 01 «Основные средства» на остаточную стоимость (конец цитаты).

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов… государственные и муниципальные унитарные предприятия применяют счет 75 для учета всех видов расчетов с уполномоченными на их создание государственными органами и органами местного самоуправления.

Унитарные предприятия применяют субсчет 751 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» для учета расчетов с государственным органом или органом местного самоуправления по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (при создании предприятия, пополнении его оборотных средств, изъятии имущества).

Эти предприятия именуют данный субсчет «Расчеты по выделенному имуществу».

Учетные записи по нему производятся в порядке, аналогичном порядку учета расчетов по вкладам в уставный (складочный) капитал.

Таким образом, если полученное имущество не относится к уставному фонду унитарного предприятия, следует сделать бухгалтерские записи:

ДЕБЕТ 08   КРЕДИТ 75

– поступил объект основных средств;
ДЕБЕТ 75   КРЕДИТ 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

– отражено увеличение нераспределенной прибыли на стоимость полученного основного средства;

ДЕБЕТ 01  КРЕДИТ 08
– объект основных средств веден в эксплуатацию.

В письме от 22.09.2005 г. № 03-06-01-04/373 Минфин РФ разъяснил, что передача имущества в хозяйственное ведение осуществляется по акту приема-передачи имущества в стоимостной оценке имущества, утверждаемой учредителем.

По объектам основных средств, получаемым унитарным предприятием от собственника имущества в хозяйственное ведение, начисляется амортизация (п. 17 ПБУ 6/01):

ДЕБЕТ 20 (26)   КРЕДИТ 02.

Закрепленное за МУП на праве хозяйственного ведения имущество не является безвозмездно полученным.

На это указал Минфин РФ в письме от 02.04.2007 г. № 03-03-06/4/34.

Однако в письме от 09.06.2011 г. № 07-02-06/104 Минфин РФ неожиданно вернулся к позиции «нулевых» годов и сообщил, что оприходование имущества от собственника в хозяйственное ведение без увеличения уставного фонда отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета имущества и кредиту счета учета добавочного капитала.

В письме от 27.01.2012 г. № 07-02-18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год» Минфин РФ повторил свой новый вывод.

То есть, по мнению чиновников, отражать поступление имущества в хозяйственное ведение следует как:

ДЕБЕТ 08   КРЕДИТ 83.

Причем Минфин РФ утверждает, что это следует из Инструкции по применению Плана счетов…

При прочтении описания счета 83 даже под лупой, нам не удалось разыскать то место, откуда следует вывод чиновников.

Возникает вопрос: что же делать бухгалтеру МУП?

Скажем сразу, на сегодняшний день рассматриваемый вопрос нормативно не урегулирован.

То есть ни в одном нормативном акте по бухучету не указано, как учитывать поступление имущества в хозяйственное ведение.

П. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н, установлено, что если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности.

Следовательно, Вы вправе самостоятельно определить в учетной политике порядок учета получения имущества в хозяйственное ведение (можете выбрать или первый, или второй из рассмотренных вариантов).

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, в частности, следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации.

В соответствии с п. 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденного приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н, ПБУ 18/02 может не применяться только субъектами малого предпринимательства и некоммерческими организациями.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация (ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Однако п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» прямо установлено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Следовательно, МУП обязано применять ПБУ 18/02 и не имеет права применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

Распечатать статью