Учет платы за негативное воздействие на окружающую среду при УСН
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 9 июля 2004 г. № 03-03-05/1/70
Согласно п.п. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогоплательщики, избравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, полученные доходы уменьшают в том числе на суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Однако при определении расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по единому налогу, следует учитывать, что сумма единого налога к расходам не относится.
Аналогичное положение содержится в главе 25 «Налог на прибыль организаций». Так, согласно п. 4 ст. 270 НК РФ к расходам в целях налогообложения прибыли организаций не относятся расходы в виде суммы налога.
Хотя в главе 26.2 НК РФ прямого указания о невключении суммы единого налога в состав расходов нет и перечень затрат, которые могут быть приняты в целях главы 26.2 НК РФ, является закрытым, расходы, поименованные в ст. 270 НК РФ, не могут быть приняты к уменьшению налоговой базы и при упрощенной системе налогообложения.
Сбор за негативное воздействие на окружающую среду уплачивается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
Согласно п. 2 ст. 1 НК РФ Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Перечень налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, установлен статьями 13, 14 и 15 НК РФ.
Плата за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия не входит в систему налогов и сборов Российской Федерации, так как она не содержится в перечне, представленном в вышеназванных статьях НК РФ.
К аналогичному выводу пришел Конституционный Суд РФ, который определил, что плата за загрязнение окружающей природной среды является неналоговым платежом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 г. № 284-О), в связи с чем относить эту плату к расходам в целях главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ как суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, нельзя.
Согласно п.п. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы в том числе на материальные расходы, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст.254 НК РФ.
Так, согласно п.п. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся в том числе платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632, устанавливает порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов и платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.
Причем п. 6 указанного Порядка определяет, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
Таким образом, в случае если налогоплательщик не имеет разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, плата за негативное воздействие на окружающую среду к расходам в целях главы 26.2 НК РФ отнесена быть не может.
