Учет суммовой (курсовой) разницы по переходящим договорам

(Письмо Минфина РФ от 01.10.2015 г. № 03-03-06/1/56180)

В налоговом учете до 2015 года использовались два понятия: суммовая разница и курсовая разница.

С 1 января 2015 года в налоговом учете так же, как и в бухгалтерском учете, существуют только курсовые разницы (Федеральный закон от 20.04.2012 г. № 81-ФЗ).

При этом согласно п. 3 ст. 3 Закона № 81-ФЗ доходы (расходы) в виде суммовой разницы, возникшие у налогоплательщика по сделкам, заключенным до 1 января 2015 года, учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в порядке, установленном до дня вступления в силу Закона № 81-ФЗ.

НК РФ не установлены особенности применения термина «сделка» для целей налогообложения.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В письме от 30.03.2015 г. № 03-03-06/1/17387 Минфин РФ разъяснял, что понятие «сделка» используется НК РФ в значении, в котором указанное понятие применяется гражданским законодательством РФ, в соответствии с которым сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

Поэтому по заключенным до 1 января 2015 года сделкам, исполнение которых возникает после 1 января 2015 года, организации с 1 января 2015 года необходимо учитывать в доходах (расходах) для целей налогообложения доходы (расходы) в виде суммовой разницы.

Однако в комментируемом письме Минфин РФ изложил иную позицию.

Чиновники сообщили, что с точки зрения гражданско-правовых отношений сделкой является как заключение соглашения (у поставщика возникает обязательство по поставке товара, а у покупателя – право требовать поставить товар), так и отгрузка (у поставщика возникает право требовать оплатить товар, а у покупателя – обязанность по оплате).

Учитывая, что суммовые разницы (курсовые разницы) возникают только по уже возникшим обязательствам и требованиям, при определении даты заключения сделки для применения норм п. 3 ст. 3 Закона № 81-ФЗ следует ориентироваться на дату совершения операции, в результате которой возникают эти требования и обязательства (кредиторская и дебиторская задолженности).

Таким образом, в случае если сделки, в результате которых возникают требования и обязательства (кредиторская и дебиторская задолженности), совершены после 1 января 2015 года, то разницы, возникающие при дооценке (уценке) требований и обязательств, необходимо учитывать в виде курсовой разницы.

Распечатать статью