Свежий номер: № 13 (50) – Апрель 2021

Учет затрат по договору аутсорсинга. Главное – обоснованность

Статья в журнале: №21 (781) — Май 2007 , опубликовано 29.04.2007

(Письмо Минфина РФ от 05.04.2007 г. № 03-03-06/1/222)

Расходы фирм на оплату услуг по договору аутсорсинга традиционно являются объектом пристального внимания проверяющих.

Очень часто налоговики пытаются оспорить правомерность учета затрат по таким договорам в целях налогообложения, несмотря на то, что п.п. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ прямо предусмотрено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией, а также расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями.

Теперь свою позицию по вопросу учета таких расходов озвучил Минфин РФ.

Чиновники считают, что затраты организации на услуги по предоставлению персонала по договору аутсорсинга могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Однако учесть такие затраты, по мнению Минфина, можно только при условии, что в штате организации отсутствуют такие специалисты.

Суды с логикой чиновников не соглашаются.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 20.03.2006 г. № Ф04-1521/2006(20764-А46-15) пришел к выводу об обоснованности заключения договора аутсорсинга по ведению бухучета. При этом суд указал, что наличие в штате организации 2-х работников бухгалтерии не исключает возможность привлечения для оказания информационных, бухгалтерских и аудиторских услуг работников сторонней организации.

ФАС Московского округа в постановлении от 13.01.2006 г. № КА-А40/12974-05 сделал вывод, что поскольку услуги, предусмотренные договором аутсорсинга (услуги по ведению бухучета) не дублируют функции главного бухгалтера, должность которого предусмотрена штатным расписанием, затраты на оплату услуг по договору аутсорсинга фирма правомерно учла для целей налогообложения.

ФАС Северо-Западного округа признал правомерность учета расходов на аутсорсинг на том основании, что привлечение сторонних специалистов благоприятно отразилось на финансовых результатах деятельности компании, в том числе способствовало повышению оборотов по реализации и сокращению расходов, а значит, эти расходы были экономически обоснованы (см. постановление от 12.04.2004 г. № А56-20964/03).

Таким образом, если Вы заключаете договор аутсорсинга, прежде всего следует позаботиться о том, чтобы функции привлекаемых по договору аутсорсинга и штатных работников не совпадали.

В тексте договоров аутсорсинга и трудовых договоров со штатными работниками (либо в их должностных инструкциях) укажите разные обязанности «одинаковых» специалистов (например, юрист по договору аутсорсинга представляет интересы фирмы в суде, а штатный юрист – следит за оформлением хоздоговоров).

Если функции штатных и «арендованных» работников все же совпадают, следует обосновать необходимость привлечения работников по договору аутсорсинга.

Например, в зависимости от ситуации можно обосновывать необходимость аутсорсинга тем, что у фирмы расширился круг потребителей и поставщиков товара на внутренних и внешних рынках; увеличился товарный ассортимент; расширились сервисные услуги для покупателей и т.п.

Кроме того, нужно подготовить доказательства того, что привлечь работников по договору аутсорсинга фирме выгоднее, чем принять аналогичных специалистов в штат.

Например, таким доказательством может послужить тот факт, что работники по договору аутсорсинга привлекались на непродолжительное время, то есть потребность в дополнительных работниках была кратковременной, поэтому заключать трудовой договор у фирмы не было необходимости.

Полезно также показать, какую экономическую выгоду для компании принесли «арендованные» специалисты (например, услуги привлеченного маркетолога способствовали расширению рынков сбыта, что в конечном итоге привело (или приведет в будущем) к увеличению объемов реализации).

Главное – чтобы из всех оформленных бумаг следовало, что расходы по договору аутсорсинга экономически оправданы, ведь именно экономическую оправданность таких затрат оспаривают налоговики.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru