Свежий номер: № 24 (24) – Сентябрь 2020

Уплата налога за земельный участок под нежилым помещением в многоквартирном доме

Статья в журнале: №44 (654) — Ноябрь 2004 , опубликовано 10.11.2004

На вопросы читателей отвечает ООО «НК Ваш налоговый представитель»
Телефоны в Екатеринбурге: 213-59-34, 378-33-29, 213-59-35

Нашей организации на праве собственности принадлежит нежилое помещение на первом этаже жилого многоэтажного дома. Данный жилой дом находится на балансе организации ЖКХ и она уплачивает земельный налог за земельный участок под всем жилым домом. В договоре на техническое обслуживание и оказание коммунальных услуг возмещение нами расходов по уплате земельного налога не предусмотрено.

1) Вправе ли налоговая инспекция в случае проверки привлечь нас к налоговой ответственности за неуплату земельного налога и непредставление налоговой декларации, если была фактическая уплата в бюджет налога по этому земельному участку?

2) Какие документы от ЖЭО нам нужно иметь, чтобы доказать уплату налога от ЖЭО?

3) Надо ли переделать договор с ЖЭО и возмещать ей сумму земельного налога?

4) Обязана ли наша организация оформить правоустанавливающие документы на нашу долю земли (договор аренды земли) и какие санкции за их отсутствие?

В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным.

Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога установлен Законом РФ от 11.10.1991 г. № 1738-1 «О плате за землю».

В силу ст. 7 Закона РФ «О плате за землю» (ст. 5 Закона Свердловской области от 16.10.1995 г. № 23-ОЗ «О плате за землю на территории Свердловской области») налог взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении и пользовании земельные участки.

Согласно п. 2 ст. 271 ГК РФ, ст. 35 Земельного кодекса РФ, ст. 552 ГК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицуоно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка занятой зданием, строением, сооружением, необходимой для его использования на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

Таким образом, с момента перехода к приобретателю права собственности на недвижимое имущество (в том числе на нежилое помещение в жилищном фонде), а именно с момента регистрации этого права (ст. 223 ГК РФ), он становится его фактическим пользователем, а значит, плательщиком земельного налога.

В свою очередь, согласно ст. 15 Закона РФ «О плате за землю» основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.

Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, и подлежат государственной регистрации.

Документом, удостоверяющим права на земельный участок, является Свидетельство о регистрации соответствующих прав на него.

Отсутствие таких документов не является основанием для освобождения лица от обязанности уплаты земельного налога, так как их отсутствие не меняет статус организации как фактического пользователя земельным участком в силу того, что он является собственником недвижимости.

Анализ судебно-арбитражной практики по данному вопросу также позволяет сделать вывод о существовании у собственников недвижимости обязанности по уплате налога на землю независимо от наличия надлежаще оформленных документов на земельный участок (постановления ФАС Уральского округа от 14.04.2004 г.
№ Ф09-1420/04-АК, от 09.03.2004 г. № Ф09-748/04-АК, от 15.04.2004 г. № Ф09-1457/04-АК, ФАС Московского округа от 28.06.2002 г. № КГ-А40/4013-02).

В постановлении ВАС РФ от 14.10.2003 г. № 7644/03 указано, что отсутствие документов на землю не влияет на факт землепользования, так как их получение зависит от воли самого субъекта.

Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Таким образом, организация с момента перехода к ней права собственности на нежилое помещение, независимо от наличия надлежаще оформленных правоустанавливающих документов на земельный участок, обязана исполнять налоговые обязательства по начислению и уплате налога на землю и предоставлению в налоговый орган соответствующей декларации.

Обязанность по уплате налога в силу ст. 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.

Следовательно, уплата земельного налога за Вашу организацию организацией ЖКХ не освобождает Вас от соответствующей обязанности.

Налоговая инспекция вправе привлечь Вашу организацию к налоговой ответственности за неуплату земельного налога и непредставление налоговой декларации, даже если по этому земельному участку сумма налога была фактически уплачена в бюджет, поскольку Вашей организацией соответствующая обязанность исполнена не была.

Таким образом, у налогового органа есть все основания для привлечения организации к установленной НК РФ налоговой ответственности за неисполнение обязанностей по уплате налога и представлению налоговой декларации (ст. 119, 122 НК РФ).

Однако арбитражный суд может при рассмотрении дела о взыскании налоговых санкций применить ст. 112 НК РФ, то есть установить смягчающие ответственность обстоятельства, что будет являться основанием для уменьшения штрафа не менее, чем в два раза.

Такими обстоятельствами, в частности, могут являться: добровольная уплата налога, пени, наличие переплаты по налогу, самостоятельное исправление допущенного нарушения, отсутствие правоустанавливающих документов в силу задержки их оформления государственными органами, а, следовательно, отсутствие данных, необходимых для исчисления налога и т.д. (перечень таких обстоятельств не является исчерпывающим).

Необходимо также учитывать, что после введения в действие Земельного кодекса РФ (то есть после 01.01.2002 г.) земельные участки гражданам и юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются (за исключением государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления).

Земельные участки могут быть предоставлены либо в аренду, либо в собственность.

При этом порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, установлен ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Те же лица, которые являются постоянными (бессрочными) пользователями земельных участков по основаниям, существовавшим до вступления в силу Земельного кодекса РФ, обязаны до 01.01.2006 г. переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию (п. 2 ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Оформив права аренды на соответствующий земельный участок, собственник недвижимости перестает быть плательщиком земельного налога, и формой платы за использование земли у такого субъекта становится арендная плата.

Директор ООО «НК Ваш налоговый представитель» Д.В. Меркушев

© ООО «НК Ваш налоговый представитель»

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2020 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru