Услуги по налоговому консультированию

Может ли организация, не имеющая лицензии на осуществление аудиторской деятельности, оказывать услуги юридическим и физическим лицам по налоговому консультированию?

Будут ли учитываться для целей налогообложения прибыли расходы организации по оплате таких услуг этой организации, какие документы будут являться основанием для принятия этих расходов при исчислении налога на прибыль?

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторской деятельностью, аудитом признается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

При этом аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии.

Обратите внимание!

С 1 января 2007 г. лицензирование аудиторской деятельности прекращается (Федеральный закон РФ от 27.07.2006 г. № 156-ФЗ).

Таким образом, в настоящее время лицензия требуется только на осуществление аудиторской деятельности (проверку бухгалтерского учета и отчетности).

Законом № 119-ФЗ установлено, что аудиторские организации и предприниматели могут оказывать сопутствующие аудиту услуги, к которым относится, в частности, налоговое консультирование.

То есть услуги по налоговому консультированию не признаются аудитом, следовательно, на их осуществление не требуется специального разрешения (лицензии).

В соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на консультационные и иные аналогичные услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, учитываемым при налогообложении прибыли.

Причем налоговое законодательство не расшифровывает понятие консультационных услуг.

Для учета затрат на консультационные услуги необходимо соответствие указанных затрат нормам ст. 252 НК РФ об обоснованности и документальном подтверждении расходов.

Расходы на консультационные услуги должны быть экономически обоснованы.

Налоговые органы нередко оспаривают принятие затрат на услуги по налоговому консультированию, мотивируя это тем, что главный бухгалтер обязан знать налоговое законодательство.

Однако Федеральный закон РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» формально не возлагает на главного бухгалтера такой обязанности.

Согласно ст. 7 Закона № 129-ФЗ главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Следовательно, привлечение сторонних организаций для налогового консультирования можно признать экономически оправданным.

Суды, рассматривая дела о правомерности учета затрат на консультационные услуги в расходах для целей налогообложения прибыли, обращают особое внимание на документальное подтверждение указанных расходов.

Так, например, решение, принятое не в пользу налогоплательщика, ФАС Уральского округа обосновал тем, что содержание представленных налогоплательщиком актов приемки услуг не позволяет определить, какие конкретно консультационные услуги оказывались налогоплательщику и в каком объеме, их стоимость, налогоплательщик не представил суду каких-либо иных документов, подтверждающих выполнение услуг, а также не представил доказательств того, что заключение договора оказания услуг было экономически оправданно и положительно сказалось на результатах деятельности налогоплательщика (постановление ФАС Уральского округа от 04.05.2006 г. № Ф09-3348/06-С7).

Поэтому организации, заказывающей услуги по налоговому консультированию, следует внимательнее отнестись к документальному оформлению услуг.

Чтобы успокоить налоговиков, желательно налоговую консультацию оформить в письменном виде и приложить ее к акту.

В акте лучше подробно расписать содержание услуги: не обтекаемую формулировку «налоговая консультация», а конкретное описание, например, «Консультация по налогообложению операции по приобретению в лизинг объекта основных средств» и т.п.

Распечатать статью