Свежий номер: № 30 (30) – Октябрь 2020

Верховный Суд ограничил аппетиты страховщика

Статья в журнале: №35 (1245) — Сентябрь 2016 , опубликовано 07.09.2016

(Определение Верховного Суда РФ от 01.08.2016 г. № 307-КГ16-8836)

ФСС считает, что для проверки правильности расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности требуется представление документов, подтверждающих страховой стаж, в частности, копии трудовых книжек работников, в том числе уволенных.

Ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ установлено, что должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

По мнению Суда, листки нетрудоспособности и документы о расходах на выплату пособий являются достаточными документами для подтверждения наличия у страхователя права на возмещение расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Суд исходил из того, что сведения о продолжительности страхового стажа, указанные в листках нетрудоспособности застрахованных лиц, определяются страхователем на момент назначения пособий на основании трудовых книжек работников.

ФСС же ссылается на Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденные приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 г. № 91.

Согласно указанным Правилам основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

П. 20 Правил подсчета стажа определено, что документы, подтверждающие периоды работы (службы, деятельности), включаемые в страховой стаж, представляются застрахованным лицом по месту назначения и выплаты пособия (работодателю либо территориальному органу ФСС РФ), за исключением случаев, указанных в п. 5 Правил.

Согласно ч. 1 и 3 ст. 66, ст. 309 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 40, 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225, работодатель с целью учета трудовых книжек обязан вести книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, в которой регистрируются все трудовые книжки работников.

При получении трудовой книжки в связи с увольнением работник расписывается в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

Вместе с тем, отметил Суд, п. 43 Правил установлено, что трудовые книжки и дубликаты трудовых книжек, не полученные работниками при увольнении либо в случае смерти работника его ближайшими родственниками, хранятся до востребования у работодателя (в организации или у физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем) в соответствии с требованиями к их хранению, установленными законодательством РФ об архивном деле.

Таким образом из приведенных норм не следует обязанность работодателя сохранять копии трудовых книжек после увольнения работников.

Соответственно требование Фонда представить копии трудовых книжек уволенных работников является неправомерным.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2020 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru