Свежий номер: № 13 (50) – Апрель 2021

Выездная проверка закончится – не пройдет и полгода

Статья в журнале: №9 (769) — Март 2007 , опубликовано 07.03.2007

(Приказ ФНС РФ от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки», зарегистрирован в Минюсте РФ 20.02.2007 г. № 8991)

ФНС утвердила формы Акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки и Акта камеральной налоговой проверки, а также требования к составлению Акта налоговой проверки.

Однако наибольший интерес для налогоплательщиков представляет другая информация, содержащаяся в комментируемом приказе, а именно – основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки.

Напомним, согласно изменениям, внесенным в ст. 89 НК РФ Федеральным законом РФ от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ, с 1 января 2007 г. выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Полномочия устанавливать основания и порядок продления срока выездной налоговой проверки предоставлены ФНС РФ.

Налоговики установили, что основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:

1) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (налогового агента) нарушений налогового законодательства и требующей дополнительной проверки;

3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

– четыре и более обособленных подразделений – до четырех месяцев;

– менее четырех обособленных подразделений – до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;

– десять и более обособленных подразделений – до шести месяцев;

5) непредставление налогоплательщиком (налоговым агентом) в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

6) иные обстоятельства.

Как видим, ФНС решила не ограничивать свободу действий своих подчиненных: перечень оснований продления срока проведения выездной налоговой проверки, утвержденный ФНС, является открытым.

«Иными обстоятельствами», при наличии которых срок выездной налоговой проверки может быть продлен до полугода, может явиться все что угодно.

Так, сама ФНС называет среди них длительность проверяемого периода, объем проверяемых и анализируемых документов, количество налогов и сборов, по которым назначена проверка, количество осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленность организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложность технологических процессов и другие обстоятельства.

Исходя из этих обстоятельств и будет определяться необходимость и сроки продления проверки.

Несмотря на то, что п. 6 ст. 89 НК РФ не предписывает ФНС РФ утверждать именно закрытый перечень оснований для продления срока выездных налоговых проверок, все же установление фактически неограниченного количества этих оснований представляется нам несколько странным: зачем тогда законодатель поручал ФНС устанавливать конкретные основания, если он сам мог указать, что продление срока выездных проверок осуществляется по усмотрению налоговиков.

Ведь установить открытый перечень обстоятельств – это по сути то же самое, что не установить никакого перечня вообще.

Разумеется, при столь обширном выборе оснований для продления срока выездной проверки в случае необходимости налоговая инспекция сможет найти «иные обстоятельства» для продления срока выездной налоговой проверки практически любой организации.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru