За спам-рекламу по телефону ввели миллионные штрафы

Федеральным законом от 06.04.2024 № 78-ФЗ внесены изменения в ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), которые направлены на ужесточение мер ответственности за рекламу, распространяемую по сетям электросвязи.

В частности, за нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи, будет налагаться штраф:

  • на граждан до 20 000 рублей;
  • на должностных лиц – до 100 000 рублей;
  • на юридических лиц – до 1 млн рублей.

В публикации разберем, кого коснутся новые штрафы.

Сеть связи – технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи. (подп. 24 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», далее — Закон О связи).

Электросвязь – любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам (подп. 35 ст. 2 Закона О связи).

Реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее — Закон О рекламе).

Способы распространения рекламы закреплены в главе 2 Закона О рекламе, а именно:

  • реклама в телепрограммах и телепередачах (статья 14),
  • реклама в радиопрограммах и радиопередачах (статья 15),
  • реклама в периодических печатных изданиях (статья 16),
  • реклама, распространяемая при кино- и видеообслуживании (статья 17),
  • реклама, распространяемая по сетям электросвязи (статья 18),
  • реклама в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (статья 18.1),
  • наружная реклама и установка рекламных конструкций (статья 19),
  • реклама на транспортных средствах и с их использованием (статья 20).

Ст. 18 Закона О рекламе в качестве способов распространения по сетям электросвязи рекламы выделяет ее распространение посредством телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом следует понимать лицо, на чей телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Вместе с тем, согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы.

Рекламораспространителем в этом случае может выступать как лицо, непосредственно осуществляющее рассылку рекламных сообщений по сети электросвязи, так и оператор связи, которым является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги связи на основании соответствующей лицензии.

Таким образом, во избежание штрафа за нарушение требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи (проще говоря по телефону), при рекламировании объектов требуется получать согласие абонентов.

Кроме того, Закон О рекламе запрещает использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора или набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки), так называемого спама.

Согласно Правилам оказания телематических услуг связи (утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 года № 2607) «спам» – телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту или пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя.

То есть рекламодатели, которые рассылают спам абонентам с рекламой своих услуг, товаров и работ тоже подпадают под этот закон.

При написании публикации были использованы материалы Пояснительной записки к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Распечатать статью