Зачет и возврат пенсионных взносов. Жить стало лучше
(Письмо Минфина РФ от 12.05.2008 г. № 03-02-07/2-87)
Проблема зачета и возврата излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование существует давно.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» излишне уплаченные пенсионные взносы подлежат зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Согласно п. 1 ст. 13 Закона № 167-ФЗ страховщик (Пенсионный фонд РФ) вправе осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
А если переплата произошла за конкретных, определенных физических лиц, то Пенсионный фонд вернуть или зачесть ее не сможет.
Налоговые органы, на которые ст. 25 Закона № 167-ФЗ возложены функции по контролю за правильностью исчисления и за уплатой пенсионных взносов, тоже отказывают страхователям в зачете и возврате переплаты по пенсионным взносам, ссылаясь на то, что Законом № 167-ФЗ не определен уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения, а также не установлено, что зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ, устанавливающей правила зачета и возврата налогов.
Это неоднократно заявляли в своих письмах чиновники Минфина РФ (см. письма от 24.05.2007 г. № 03-02-07/1-252, от 29.01.2007 г. № 03-02-07/1-25, от 15.11.2006 г. № 03-02-07/1-323) и ФНС РФ (см. письма от 08.11.2006 г. № 19-4-04/000063@, от 08.06.2006 г. № 18-0-09/000197, от 15.03.2006 г. № 19-4-06/000036).
В то же время в отношении зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов существует однозначная позиция ВАС РФ.
В постановлениях от 05.09.2006 г. № 2776/06 и № 4240/06 Президиум ВАС РФ указал, что администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба, то есть обязанность по проведению зачета или возврата излишне уплаченных сумм взносов, а также пеней возложена на налоговые органы.
ВАС РФ также напомнил, что согласно пунктам 18, 30 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 16.12.2004 г. № 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений.
Ссылки Минфина РФ и ФНС РФ на то, что в Законе № 167-ФЗ нет указания на то, что зачет и возврат переплаты по пенсионным взносам осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ для зачета и возврата переплаты по налогам, также легко оспорить.
Ст. 2 Закона № 167-ФЗ установлено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом № 167-ФЗ.
Значит, поскольку вопрос о зачете и возврате пенсионных взносов Законом № 167-ФЗ не урегулирован, зачет и возврат переплаты по пенсионным взносам должен производиться по правилам, установленным ст. 78 НК РФ для налогов.
Ориентируясь на выводы ВАС РФ, окружные арбитражные суды регулярно принимают решения, которыми обязывают налоговые органы произвести зачет или возврат излишне уплаченных страхователем пенсионных взносов (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 11.12.2007 г. № Ф09-10157/07-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 03.03.2008 г. № Ф04-257/2008(729-А27-42), ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2008 г. № А56-2007/2007, ФАС Центрального округа от 09.01.2008 г. № А08-2222/07-9, ФАС Московского округа от 28.02.2008 г. № КА-А40/1098-08).
При этом с ИФНС, проигравших в судебном споре, суд взыскивает госпошлину, что, конечно, не радует чиновников.
Таким образом, сейчас вернуть или зачесть переплату по пенсионным взносам вполне реально, но для этого придется обращаться в суд.
Однако вскоре ситуация изменится в лучшую сторону, и вот почему.
Минфин РФ в комментируемом письме, приведя все за и против по вопросу зачета и возврата пенсионных взносов налоговыми органами, сделал вывод, что с учетом сложившейся арбитражной практики и мнения Высшего арбитражного суд, налоговые органы, как администраторы доходов бюджета Пенсионного фонда РФ по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в ПФР, вправе осуществлять свои бюджетные полномочия по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм пенсионных взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по этим взносам.
Кроме того, Минфин признал, что налоговые органы вправе принимать решения об уточнении платежей по пенсионным взносам в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 45 НК РФ, хотя ранее (см., например, письмо от 29.01.2007 г. № 03-02-07/1-25) чиновники возражали против применения норм ст. 45 НК РФ в отношении пенсионных взносов.
Напомним, согласно п. 7 ст. 45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
На основании такого заявления и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога.
При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Таким образом, теперь налоговики будут уточнять платежи по пенсионным взносам, произведенные с ошибкой в «платежке» (например, если был неверно указан КБК) и снимать пени, начисленные страхователю за период со дня уплаты пенсионных взносов до дня приятия решения налоговым органом решения об уточнении платежа.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!