Свежий номер: № 46 (83) – Ноябрь 2021

Заключение трудового договора с иностранным работником. Если нарушены сроки уведомления

Статья в журнале: №27 (987) — Июль 2011 , опубликовано 13.07.2011

В номере № 23 «А-Э» рассмотрен вопрос о нарушении срока уведомления УФМС о расторжении трудового договора с иностранным работником. Если организацией нарушены сроки уведомления о заключении трудового договора с иностранным работником в УФМС, Центр занятости и налоговую инспекцию, то относятся ли к вопросу наказания налоговой инспекцией за данное правонарушение выводы ВАС РФ в постановлении от 17.02.2011 г. № 11? Грозят ли организации административные штрафы? Если нет, то как доказать свою правоту в налоговой инспекции, УФМС и Центре занятости?

Ст. 13.1 Федерального закона РФ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» урегулированы вопросы трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Форма и порядок уведомления утверждены приказом ФМС РФ от 28.06.2010 г. № 147.

В уведомлении указываются сведения о каждом иностранном работнике, прибывшем в РФ в порядке, не требующем получения визы, с которым работодатель или заказчик работ (услуг) (далее – уведомитель) заключил или расторг трудовой или гражданско-правовой договор, а также предоставил отпуск без сохранения заработной платы.

Подтверждением выполнения уведомителем обязанности по уведомлению территориального органа ФМС РФ и органа службы занятости населения является наличие отметки о приеме уведомления, проставляемой в установленном порядке в отрывной части бланка уведомления указанными органами либо в случае направления уведомления почтовым отправлением организацией федеральной почтовой связи.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 02.02.2010 г. № 11773/09 указал, что требование об извещении налогового органа ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ и вышеназванным Порядком не установлено.

Таким образом, поскольку уведомление налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в РФ граждан Украины в соответствии с федеральным законом не требуется, компанию нельзя привлечь, например, к административной ответственности.

Приглашение на въезд в РФ иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности регулируется ст. 18 Закона № 115-ФЗ.

П.п. 4 п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ установлено, что работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в РФ в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в РФ новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в РФ нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

Как разъяснил ВАС РФ, Закон № 115-ФЗ предусматривает уведомление работодателем или заказчиком работ налогового органа в случае приглашения ими иностранного гражданина в РФ для осуществления трудовой деятельности либо заключения с этим гражданином нового трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Исходя из п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ приглашение на въезд в РФ – документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в РФ в порядке, не требующем получения визы, в случаях, определенных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Поскольку федеральными законами и международными договорами Российской Федерации для граждан Украины обязанность получения приглашения для въезда в РФ не установлена, положение п.п. 4 п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ, предусматривающее обязанность заказчика работ уведомлять налоговый орган о привлечении и использовании иностранных работников, не подлежит применению (постановление Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 г. № 11773/09).

Раньше ФНС РФ указывала, что работодатель или заказчик работ (услуг) обязан уведомлять налоговый орган при наступлении хотя бы одного из перечисленных в п.п. 4 п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ оснований, но в отношении каждого из привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности в РФ иностранных граждан, независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыли они в РФ (письмо от 14.02.2008 г. № ШС-6-3/102@).

Однако письмом от 22.10.2008 г. № ШС-6-3/751 ФНС РФ отозвала вышеуказанное письмо и довела до нижестоящих налоговых органов письмо ФМС от 20.12.2007 г. № МС-1/9-25552, в котором ФМС сообщила, что привлечение к осуществлению трудовой деятельности на территории РФ граждан Республики Беларусь осуществляется на общих основаниях без применения закрепленного в законодательстве РФ порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Кроме того, исходя из п.п. 4 п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ, работодатель или заказчик работ (услуг) обязан уведомлять налоговый орган при наступлении хотя бы одного из перечисленных в указанном подпункте оснований, но в отношении каждого из привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности в РФ иностранных граждан.

То есть налоговики отказались от своего утверждения о том, что уведомлять налоговый орган нужно независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыли в Россию иностранные работники.

При этом в письме речь идет именно о ст. 18 Закона № 115-ФЗ.

Следовательно, при использовании в трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы (ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ), уведомлять налоговый орган не нужно.

Однако Президиум Верховного Суда РФ в постановлении от 16.09.2009 г. так же, как и налоговики ранее, сообщил, что обязанность по уведомлению налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина возложена на работодателя независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыл работник в РФ.

Таким образом, действия лица, не уведомившего налоговый орган по месту своего учета о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Как видим, ВАС РФ и ВС РФ по-разному читают нормы Закона № 115-ФЗ.

Налоговики же на позицию Верховного Суда РФ пока никак не отреагировали.

Неуведомление территориального органа ФМС РФ, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (в том числе ИП) – от 35 000 до 50 000 рублей, на юридических лиц – от 400 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

В п. 21 постановления от 17.02.2011 г. № 11 Пленум ВАС РФ указал, что ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ устанавливается ответственность за неуведомление миграционного органа, а не за уведомление его с нарушением срока.

С учетом этого составом данного нарушения охватываются лишь случаи, когда на момент выявления административного правонарушения лицо не уведомило миграционный орган о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства.

Поскольку в ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ речь идет об уведомлении трех органов (в том числе – налогового), то вывод суда применим ко всем трем субъектам (органам ФМС, службы занятости и налоговым).

Но нужно учитывать, что привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ работодателя можно только в том случае, если он не уведомил контролирующий орган, а последний выявил это правонарушение.

Если же работодатель пусть и с большим опозданием, но отправил уведомление до того, как его «поймали» на нарушении, то наказать его не смогут.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru