Свежий номер: № 14 (51) – апрель 2021

Жилье мое. Служебное

Статья в журнале: №21 (781) — Май 2007 , опубликовано 27.05.2007

(Письмо Минфина РФ от 16.04.2007 г. № 03-03-06/2/69)

Иногда фирмы приобретают квартиры для служебного пользования. Например, в случаях, когда работники фирмы часто ездят в длительные командировки в один и тот же город, покупка служебной квартиры порой оказывается более выгодна для компании, чем оплата услуг гостиниц.

Минфин считает, что амортизационные отчисления по служебной квартире для целей налогообложения прибыли не учитываются.

В обоснование своей позиции чиновники ссылаются:

– на п. 1 ст. 252 НК РФ, согласно которому расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты,

– на то, что для признания имущества амортизируемым, оно должно использоваться налогоплательщиком для извлечения дохода (п. 1 ст. 256 НК РФ),

– а также на определение понятия «основные средства» (под основными средствами в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией).

Чиновники полагают, что служебная квартира не является основным средством и не относится к амортизируемому имуществу, используемому для извлечения дохода.

Но с этим можно и поспорить.

Ведь если компания сможет доказать, что служебная квартира использовалась, например, для проживания в ней командированных работников организации, это будет означать, что квартира задействована в производственной (торговой) деятельности или для управления организацией (то есть является основным средством), то есть используется для целей извлечения дохода (то есть является амортизируемым имуществом).

Амортизацию по такой «нужной» служебной квартире фирма может учесть в расходах.

Однако, учитывая позицию Минфина, при учете сумм начисленной по служебной квартире амортизации в расходах у компании скорее всего возникнут разногласия с проверяющими.

Арбитражная практика по данному вопросу отсутствует.

Но, как правило, суды признают правомерность учета для целей налогообложения любых экономически оправданных затрат.

Например, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 30.10.2006 г. № Ф04-7281/2006(28055-А75-40) разрешил учесть в целях налогообложения затраты на приобретение мягкой мебели, холодильника, стиральной машины и другого инвентаря, купленного организацией для оборудования служебных квартир, то есть в связи с производственной необходимостью.

Можно надеяться, что и по вопросу учета расходов на приобретение самих квартир судьи будут рассуждать также.

Напомним, что расходы по содержанию квартиры, предназначенной для проживания в ней командированных работников, Минфин разрешает учитывать для целей налогообложения прибыли на основании документов, косвенно подтверждающих факт пребывания в ней данных работников во время командировки (командировочного удостоверения, проездных документов до места командировки и др.) (см., например, письмо Минфина РФ от 20.06.2006 г. № 03-03-04/1/533).

При этом чиновники отмечают, что такие расходы принимаются к налоговому учету в той доле, в которой квартира использовалась для проживания в ней командированных работников. Расходы по содержанию квартиры за то время, что квартира пустовала, по мнению Минфина РФ, не могут быть признаны в целях налогообложения прибыли.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru